Говоря о пользе дактилологии, письменной и устной речи в чтении молитв глухими учащимися, Братолюбов указывает на необходимость отрыва мимических знаков от словесного их обозначения и более свободного перевода письменных слов.
В противном случае мы «превратили бы мимику в пользу нашего словесного или письменного расположения и не представили бы свойственного ей духа, и мимика, потеряв от того свой характер, будет непонятной», - пишет Братолюбов.
Братолюбов отмечает большую выразительность и внушаемость пантомимы для глухонемых, нежели книжные переводы «буква в букву» и предлагает комбинировать в преподавании мимику, дактилологию, устную и письменную речь. Он считает, что благодаря пантомиме, владеющий ей глухонемой, с помощью синоним, сравнений и уподоблений, способен усваивать понятия «об отвлеченных предметах даже из области умозрительной и метафизической».
«Пантомима молитв…» была представлена на рассмотрение педагогической конференции училища, которая дала о ней следующий отзыв: «признать труд протоирея А.Я. Братолюбова, составленным с полным знанием дела и добросовестностью, весьма полезным руководством для лиц, занимающихся обучением глухонемых.
Знаки описания в руководстве считать обязательными при чтении молитв воспитывающимися в училище.
Вывод:
Таким образом, я изучила дореволюционный период деятельности Санкт-Петербургского училища глухонемых, которое являлось своеобразным учебно-методическим и научным центром, характеризуется повышенным вниманием к проблеме духовно-нравственного воспитания неслышащих.
Достигнутые при этом успехи (овладение отвлеченными понятиями религиозно-нравственного характера, безукоризненное поведение, высокий уровень нравственности), говорят о правильности, точности и разнообразии применяемых в училище методов духовного воспитания, о заботе и любви педагогов к своим воспитанникам, об их моральном облике и о той атмосфере доброжелательности, которая, наполняя училище, способствовала развитию лучших сторон характера глухонемых учащихся.
Другие статьи:
Сопутствующие расстройства Оси I
Пациенты с ОКРЛ приходят на прием к психотерапевту с широким кругом проблем. Навязчивые люди редко, если когда-либо вообще, обращаются за помощью по поводу расстройства личности, хотя иногда они знают, что некоторые аспекты их личности, т ...
Развитие внимания. Внимание подростка
Внимание, как и большинство психических процессов, имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происхо ...
Тестирование в диагностике знаний
В практике современной школы всё чаще педагоги применяют тестирование как один из видов контролирования знаний учащихся. По сравнению с традиционными формами контроля знаний, такими как проверочные и контрольные работы, экзамены и т.п., т ...