Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху

Психология: Статьи и материалы » История социальной помощи глухонемым 19-20 веках » Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху

Страница 1

В условиях системы общественного призрения, существовавшей в России с X в. (в 996 г.В. Мономах издает указ о призрении убогих и неимущих), специального и систематического обучения, в том числе и духовного воспитания, глухонемых детей не проводилось. Призрением глухих детей занимались монастыри, приюты и богадельни, которые не могли дать им полноценного и осознанного понимания религиозно-нравственных принципов.

Учитывая конкретность мышления глухого ребенка, мы можем предположить о поверхностном понимании неслышащими детьми в X – XVIII в.в. основ православной веры.

Начало систематическому обучению и воспитанию глухонемых детей в России, было положено с учреждением Московского воспитательного дома, который открывается в 1763 г., на основе проекта И.И.Бецкого. Глухонемые дети находились там среди слышащих, хотя обучались и воспитывались в специальных группах.

В 1770 г открывается и Санкт-Петербургский воспитательный дом.

Основой воспитания в Московском и Петербургском воспитательный домах являлось и физическое и нравственное развитие детей, в том числе глухонемых, однако, на первый план выдвигалась трудовая подготовка и ремесленное обучение.

Практический опыт Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов, подготовил основу для создания специализированных училищ для глухонемых детей.

Первые училища открываются в западных губерниях России: в Пярну (1790г), в Риге (1802 г), в Вильнюсе (1805 г) и, наконец, 15 декабря 1806г. в Павловске на средства супруги императора Павла I – императрицы Марии Федоровны, открывается первое Опытное училище глухонемых в России.

Изучение истории Санкт-Петербургского училища глухонемых показывает, что первым его учителем был католический священник Сигмунд, прибывший из Вильно, а ранее служивший наставником института глухонемых в Вене. Обучение воспитанников осуществлялось с помощью дактильной, жестовой, письменной и устной речи. Однако, императрице не нравилось светскость преподавания Сигмунда. Мария Федоровна считала, что во время обучения детям недостаточно внушаются религиозные понятия и правила. Императрица посылает письмо Р.А.Сикару с просьбой возглавить училище. В 1810 г Сикар присылает вместо себя своего ученика И.А.Жоффре (к моменту приезда которого училище переезжает в Санкт-Петербург, в главный корпус двухэтажного дома, находящегося на Выборгской стороне, на берегу Невы).

Так, Жоффре становится директором училища, обучение в котором проходит по методике аббатов Эпе и Сикара. По первому уставу училища, утвержденному императрицей Марией Федоровной в 1802 г, устанавливается шестилетний срок обучения. В училище существуют четыре класса. Четвертый класс (для самых младших воспитанников) делится на три отделения. С третьего отделения вводится первый экзамен (самым младшим детям к этому моменту было всего 7 лет).

В своем очерке о Санкт-Петербургском училище глухонемых, Н.М.Лаговский указывает на то, что ученики четвертого класса на последнем экзамене заинтересовали своими ответами всех присутствующих. Он пишет, что глухие давали точные определения об инстинктах животных, о разуме, о свободе и вообще, о разных отвлеченных понятиях. «Развитие учеников этого класса, - отмечает Лаговский, - дало возможность ввести их в обладание самыми высокими истинами; им был преподано о создании духов, о возмущении их, о свержении их с неба в преисподню, о сотворении мира и человека, который состоит из тела и души…» .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Пять основных межличностных стилей решений конфликтов по Томасу-Климену
К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество ...

Изменения в когнитивной организации
Многие из основных убеждений, которые мы обнаруживаем при расстройствах Оси II, становятся очевидными, когда у пациента развивается генерализованное тревожное расстройство или большое депрессивное расстройство. Например, некоторые из боле ...

Анализ экспериментальной работы
По результатам тестирования мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер. К высокому уровню детско-родительских отношений относятся ри ...