Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху

Психология: Статьи и материалы » История социальной помощи глухонемым 19-20 веках » Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху

Страница 4

Он предлагает использовать картины, на которых изображались бы «главные примеры нравственности», считая, что «смотря на сцены милосердия… глухой, выучится благотворительности».

Однако, показывая достоинство иконографических пособий, Флери предостерегает часто использовать их при обучении Закону Божьему, так как в этом Флери видит угрозу овеществления духовных истин.

Говоря о религиозно-нравственном воспитании на уроках истории, Флери советует не углубляться в определение ее предмета, в хронологию событий, в красочное их описание.

Несмотря на то, что в первичном преподавании духовно-нравственных представлений глухонемым детям Флери не уделяет достаточно внимания обучению их словесной речи, (в частности, устной), в дальнейшем, в развитии религиозно-нравственных качеств личности глухого, в их утверждении и закреплении, языку Флери отводит главнейшую роль. «Усовершенствование воспитания глухого, - считает Флери, - увенчание нравственного его восстановления, введение его вновь в недро общества, состоит в возвращении ему слова и в удобном употреблении членораздельного языка».

В 1847 г Флери пишет книгу «Правила нравственности», которая предназначается для самих глухонемых и отпечатывается ими в типографии училища.

«Эта книга, - пишет Флери в предисловии, - назначена для тех воспитанников, которые начинают понимать механизм языка, но ее содержание может быть полезным всякому другому дитяти». Книга отличается простотой и подробностью изложения и разделяется на две части:

1. Правила нравственности собственно

2. Объяснительная часть.

В первой части пять разделов, в каждом из которых трактуется об отдельном предмете. Например, раздел первый имеет своим предметом «Первоначальные истины»: о Боге, о естестве человека, о Законе Божьем и пр. Во втором разделе излагаются обязанности каждого к Богу, к ближнему, к родителям и т.д. В самом обширном, третьем разделе, имеющем 21 главу, даются понятия добродетели, благочестия, послушания и др.

Вторая часть книги – «Объяснительная…», - тесно связана с текстом первой.

Флери признает огромную роль самого педагога в духовном воспитании неслышащих. Таким образом, Флери видит большие возможности духовного воспитания и развития глухонемого, признает важную роль словесной речи в формировании религиозно-нравственных представлений, роль печатных изданий и, в то же время считает, что даже малоспособные дети могут развиться духовно и нравственно, как и «безграмотный крестьянин, не разбиравшийся в богословии».

В 1856г директором Санкт-Петербургского училища становится Я.Т. Спешнев, который отдает много сил на совершенствование организации и методов обучения глухонемых воспитанников. В 1859г под руководством Спешнева составляются программы всего курса обучения глухонемых учащихся. Весь курс разделяется на части. Дети от семи до десяти лет получают подготовку к «разумному настроению», получают понятия об окружающих их вещах и явлениях. Постепенно затрагиваются и отвлеченные понятия. Для детей от десяти до пятнадцати лет предполагается умственное развитие с помощью мимики, письма и устной речи. В программу также входит обучение молитвам и Священной истории, изъяснение формы языка (этимология и орфография). Дети пятнадцати – двадцати лет упражняются в чтении для умственного развития и знакомятся с языком литературным. Когда такой язык становится доступным для глухонемых учащихся, им преподают Закон Божий, в программу которого входит история Нового Завета, катехизис, объяснение богослужений и христианских обязанностей. В курс предметов входит также арифметика, география и курс общеполезных знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Психологическая обстановка в исламском мире
Итак, пришло время по-иному взглянуть на глобальный процесс модернизации, где минусов оказалось больше, чем плюсов. По-новому следует рассматривать и реакцию отторжения мусульманским миром в XX веке по сути западной материалистической мод ...

Понятие удовлетворенности браком в психологии
В психологическом исследовании основной акцент ставится на изучении именно удовлетворенности браком. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку [3, 87с.]. В Большом т ...

Проблема соотношения ценностей и личного смысла
Можно выделить следующую уровневую структуру организации системы личностных смыслов. Первым уровнем в такой системе является уровень биологически обусловленных смыслов. Они возникают на базе ощущений и обуславливают функционирование орга ...