Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху

Психология: Статьи и материалы » История социальной помощи глухонемым 19-20 веках » Особенности духовного воспитания глухих в дореволюционную эпоху

Страница 5

В училище находится особый наставник-законоучитель для преподавания Закона Божьего и второй наставник-законоучитель для лиц евангельско-лютеранского вероисповедания.

В 1865 г утверждается Новый (третий по счету) Устав училища. Директором училища к тому времени становится И.Я. Селезнев. Вырабатываются новые программы, к которым педагогами училища разрабатываются учебники, руководства и пособия. Анализируя эти программы с точки зрения развития глухонемых учащихся, следует заметить, что на седьмом году обучения программой предусматривается чтение церковных книг, изучение Закона Божьего, уроки по которому состояли из повторения всего предыдущего с дополнением необходимых подробностей и изъяснением литургии и других богослужений. На протяжении всех лет обучения молитвы читаются устно, а Символ Веры и десять заповедей заучиваются наизусть.

На восьмом году обучения, начатое в предыдущие годы знакомство с церковным языком выражается в свободном чтении книг церковно-славянского языка, преимущественного Евангелия.

В приложении к изучению Закона Божьего училищем издаются следующие книги:

«Молитвы утренние, вечерние и в продолжении дня, Символ Веры и десять заповедей», Издание училища в пособии наставникам. Отпечатано в 1867 г самими воспитанниками.

2. «Букварь для обучения юношества церковному и гражданскому чтению"», СПб., 1865г.

3. «Зачатки христианского православного учения».

4. «Начальное чтение человекам, хотящим учится книге Божественного писания».

5. «Объяснение православного Богослужения», священника Михайловского и др.

У более грамотных, взрослых воспитанников в постоянном пользовании находится Евангелие и «Краткое изложения Литургии Иоанна Златоустого» [СПб., 1864], отмечает Лаговский.

Роли языка в духовном воспитании глухонемых учащихся, Селезнев придает решающее значение. «…Изучение языка составляет основу и цель разумного развития и нравственного воспитания глухонемых», - утверждает Селезнев, не отвергая, однако мимику и считая ее в некоторых случаях необходимой. Произношение, однако, не было целью обучения глухих детей, но в обучении языку Селезнев видит отличное средство для нравственного воспитания неслышащих.

С 1868 года в училище наблюдается «книжный голод» из-за отсутствия специально приноровленных для глухонемых учебников и руководств.

В обучении используются книги времен Флери, Спешнева и Селезнева. Исключение в это время составляет лишь один предмет – Закон Божий.

Служивший при училищной церкви протоирей А.Я. Братолюбов, как законоучитель училища, по словам Лаговского, «знавший глухонемых в отношении размеров возможностей их развития», составляет для них целый ряд учебников по своему предмету:

1. Краткая Священная история Ветхого и Нового завета;

2. Краткие понятия о всенощной и литургии;

3. Краткий очерк истории христианской Церкви;

4. Пантомима молитв или описание мимических молитвенных знаков с приложением ручной азбуки

Так, «Пантомима молитв…» включает в себя описание целого ряда молитв, таких как: Символ Веры, Достойно есть…, Пасхальные молитвы и др. При составлении молитв, автор старается сблизить выражение знаков со значением письменных слов или перевести слова на знаки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи: