Первое место в списке предпочитаемых испытуемыми терминальных ценностей
занимает здоровье (физическое и психическое). Эта ценность для большинства студентов по-прежнему занимает первое ранговое место, но для 5,2% испытуемых студентов 4 курса стала менее значимой.
На втором месте у студентов 3 курса находилась ценность «развитие» (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), но для 10,5% студентов 4 курса, эта ценность стала менее важной. Это возможно означает, что потребность реализуется, и её ценность потеряла своё значение.
А ценность счастливая семейная жизнь, для студентов 4 курса, напротив приобрела важность для 10,5% испытуемых и поднялась с третьего места на второе.
Таким образом, в иерархии терминальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); счастливая семейная жизнь; уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей. Однако выяснилось и то, что между потребностью студентов в здоровье и усилиями, направленными на его формирование и сохранение, существует явное несоответствие. В связи с этим, необходима актуализация потребности в здоровье физическом и духовном, обусловленная их ценностью, как средства достижения других жизненно важных ценностей (например, быть красивым, богатым, занять определенное положение в обществе, на производстве и т.п.), что будет активизировать действенную заботу о физическом благополучии.
Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов составляют женщины – хранительницы семейного очага у многих из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни.
Эффективной также представляется форма воздействия на ценность потребности – «уверенность в себе (внутреннюю гармонию, свободу от внутренних противоречий, сомнений)».
Качество субъективных ощущений в процессе учебной деятельности должно восприниматься, прежде всего, как комфортность, что обуславливается гармонией, свободой от внутренних противоречий, сомнений. Только при соблюдении данного условия можно надеяться на действительно положительный эффект и развитие других важных ценностей.
Такие потребности как: активная деятельная жизнь; наличие хороших и верных друзей; познание; свобода, на втором этапе исследования потеряли свою значимость.
В иерархии инструментальных ценностей
абсолютно доминируют следующие ценности: жизнерадостность (чувство юмора); воспитанность (хорошие манеры).
Третье ранговое место разделили такие ценности как:
– честность (правдивость, искренность);
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).
Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить, что потребность в честности, правдивости, искренности занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей у студентов 3 курса. Эта потребность переместилась на третье место и стала менее значимой. Доминирующей становится потребность «жизнерадостность (чувство юмора)». Способность быть жизнерадостным, весёлым и заражать своим оптимизмом других, одна из составляющих профессии педагог и является ценным для испытуемых.
Честность (правдивость, искренность), воспитанность, хорошие манеры, а также аккуратность, широта взглядов должны присутствовать у педагога, так как он является примером для подражания. Не случайно выше перечисленные ценности занимают важное место в становлении будущих педагогов, актуализация этих потребностей составляет основную базу педагогической профессии.
Такие потребности как: исполнительность (дисциплинированность); терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); чуткость заботливость; для студентов 4 курса потеряли свою значимость.
Другие статьи:
Нарушения внимания
Внимание характеризует динамику избирательного протекания психических процессов, само внимание - не психический процесс, т.к. нет ни продукта, ни предмета.
Модально-неспецифические нарушения внимания:
1) ослабление внимания;
2) сужение ...
Донаучное изучение сознания.
Характерно, что в до-научные исторические эпохи проблема сознания
была связана прежде всего с измененными состояниями сознания. В той или иной мере такой подход к сознанию сохранился, претерпев некоторые изменения, вплоть до появления ...
Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности.
Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.
Речевая афферентация идет по трем каналам: двигательному, ...