Целью данного этапа исследования явилось сравнение результатов исследования ценностных ориентаций у студентов, обучавшихся на 3 курсе и этих же студентов, обучающихся уже на 4 курсе факультета «Педагогика и психология».
В результате анкетирования у студентов 3 курса было выявлено, что по значимости жизненных ценностей ценность «семья» находится на первом месте, данная ценность является доминирующей для 65% испытуемых;
на втором месте – ценность «самосовершенствование», она является важной для 15% испытуемых; на третьем месте оказалась ценность «здоровье», ее предпочли 15% испытуемых, хотя эта ценность не была указана в анкете, но у опрашиваемых была возможность самостоятельного определения ценности.
У студентов 4 курса наблюдается такое же распределение ценностей, но хочется отметить, что изменилось количественное отношение к данным ценностям, а именно, уменьшились показатели предпочтения ценности «семья», она является приоритетной для 60% испытуемых; для 30% респондентов главной оказалась ценность самосовершенствование, ее предпочтение для студентов 4 курса увеличилось на 15%; такая ценность как «здоровье» является важной лишь для 5% испытуемых, то есть, заметна утрата значимости данной ценности для опрошенных студентов.
Основной причиной побудившей большее число испытуемых к поступлению в ВУЗ, была возможность повысить свой интеллектуальный уровень. Получение профессии и ценность самоутверждения явились главными лишь для 20% студентов, и лишь незначительная часть поставила на первое место необходимость получения диплома и возможность улучшить своё материальное положение.
Сравнивая результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы: уменьшилось число студентов планирующих применить полученные знания на практике на 5%; не определившихся в выборе профессии стало на 5% меньше; уверенных, что не будут работать по данной профессии стало на 10% больше.
Сравнительные показатели исследования ценностных ориентаций по методике М.Рокича студентов 3 и 4 курсов представлены в таблицах 7, 8.
Таблица 7
Сравнительные показатели исследования ценностей ориентаций (терминальные ценности) по методике М.Рокича студентов 3 и 4 курсов
Номер п/п |
Список А (терминальные ценности) |
3 курс % |
4 курс % |
1 |
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); |
5,2 |
– |
2 |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); |
5,2 |
5,2 |
3 |
– здоровье (физическое и психическое); |
47,3 |
42,1 |
4 |
– интересная работа; |
– |
– |
5 |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); |
– |
– |
6 |
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); |
– |
5,2 |
7 |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); |
– |
– |
8 |
– наличие хороших и верных друзей; |
5,2 | |
9 |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); |
– |
– |
10 |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); |
5,2 |
– |
11 |
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); |
– |
5,2 |
12 |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); |
15,7 |
5,2 |
13 |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); |
– |
5,2 |
14 |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); |
5,2 |
– |
15 |
– счастливая семейная жизнь; |
10,5 |
21 |
16 |
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); |
– |
– |
17 |
– творчество (возможность творческой деятельности); |
– |
– |
18 |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
5,2 |
10,5 |
Другие статьи:
Научные взгляды на изучение внимания и его развитие
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. [10. с. 250]
Проблемой изучения внимания ...
Поведение в конфликтах
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные ...
Основные направления специальной психологии
Раньше других появились такие направления специальной психологии, как психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).
В настоящее время наблюдаются тенденции ...