Организация и руководство занятиями по конструированию слабовидящего ребенка с целью коррекции его зрительного восприятия

Психология: Статьи и материалы » Коррекция зрительного восприятия детей с нарушением зрения на занятиях по конструированию » Организация и руководство занятиями по конструированию слабовидящего ребенка с целью коррекции его зрительного восприятия

Страница 1

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Конструирование имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает.

В процессе обучения конструированию детей дошкольного возраста приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и.т.д.

При решении этих проблем у ребенка с нарушениями зрения складываются самые начальные представления о пространстве: об упорядочивании пространства относительно его самого и по линии горизонта, об изменчивости пространственных отношений, о перемещениях, приводящих к изменению расположения. Он учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами и частями предмета. При выполнении конструктивных заданий у дошкольников с нарушениями зрения возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов, т.е. формируются специфические представления о пространстве. Это чрезвычайно важно, так как недостаточность пространственных представлений существенно затрудняет обучение этих детей.

Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок с нарушениями зрения усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.

Нельзя не отметить также положительного влияния конструирования на овладение общетрудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Дети с нарушениями зрения учатся действовать двумя руками под контролем зрения (что у них чрезвычайно затруднено), выполнять задание до конца, преодолевать трудности различного характера, овладевать практическими приемами выполнения.

Все это свидетельствует об огромных потенциальных развивающих возможностях, которые содержатся в этой деятельности.

В настоящее время определено содержание работы по формированию конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в специальных дошкольных учреждениях, разработаны программные требования к обучению, что нашло отражение в программе воспитания и обучения дошкольников данной категории.

Однако, несмотря на имеющуюся программу, работа по обучению конструированию сопряжена со значительными трудностями. Эти трудности связаны не только с интеллектуальными, двигательными и другими возможностями детей с нарушениями зрения, особенно на начальных этапах обучения, но и с отсутствием методической литературы по этой проблеме для педагогов. Педагоги вынуждены сами искать пути реализации программных задач и требований, что придает педагогическому процессу хаотичный, стихийный характер.

Некоторые трудности в организации обучения конструированию объясняются также и тем, что содержание работы по разделу "Конструирование" программы воспитания детей с нарушениями зрения несколько отличается от содержания аналогичного раздела программы дошкольных учреждений, где воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети. Так, массовая программа предусматривает работу с бумагой, природным материалом, пластилином и пр. в русле раздела "Конструирование". В программе специальных дошкольных учреждений эти виды работы вынесены в особый раздел "Ручной труд", а в разделе "Конструирование" представлены в основном разнообразные виды работы со строительным материалом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Вторичные методы обработки материалов психологических исследований
С помощью вторичных методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом. Эти методы, как правило, сложнее, чем методы первичной статисти ...

Депрессия
Депрессия - состояние, согласно профессиональной терминологии, характеризующееся мрачным настроением, подавленностью или печалью, что может быть (однако не всегда) выражением плохого здоровья. В медицинском контексте термин относится к бо ...

Методы изучения образа инвалида в сознании женщин
Для исследования социоперцептивного образа инвалида в сознании женщин мною будут использоваться методика структуры образа человека (иерархическая) СОЧ(И), разработанная В.Л. Ситниковым, методика 20 определений М.Куна и Т. Макпартленда и п ...