Развитие учения о проблеме слабоумия 19 – 20 век

Страница 2

В последующем многие исследователи подразделяли умственную отсталость на "первичную" (наследственную) и "вторичную" (экзогенную). Внутри каждой группы проводится дальнейшая дифференциация по клиническим проявлениям и степени интеллектуального недоразвития.

К числу наиболее детально разработанных этиологических классификаций относится группировка умственной отсталости, предложенная Д.Джервис.(1959). Он выделял физиологические и патологические формы,

а патологическиев свою очередь делил на экзогенные и эндогенные.

Эта классификация - одна из наиболее подробных (включает более 40 форм).

Существенный вклад в учение о слабоумии внес русский психиатр Г.Я.Трошин

(1874-1938). Он четко отграничивал формы психического недоразвития от неврозов и психозов и от тех форм ненормальности, которые являются следствием соматической ослабленности

ребенка или неблагоприятных условий жизни и воспитания.

Второе направление

- психолого-педагогическое (А. Бинэ, Т. Симон, Санте де Санктис, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, С.Я.Рубинштейн и другие).

Сторонники этого направления уделяли изучению легких форм умственной отсталости.

Они понимали слабоумие как количественное

отставание развития ненормального ребенка от развития его нормального сверстника и занимались в основном поиском путей выявления уровня психического развития ребенка. В начале 20века

психолого – педагогическое направление в изучении слабоумия стало ведущим в основном из-за педагогических нужд – необходимостью разделения содержания обучения, его методов и типов учреждений.

Французский педагог Ж.Филипп

и врач П.Бонкур

развивают это психолого-педагогическое направление, выделяя тот контингент учащихся, которые не смогут справиться с общеобразовательной программой в обычных школьных условиях, т.е. детей с достаточно сильными формами умственной отсталости.

Бельгийский врач и педагог О.Декроли

пытается объединить эти два направления и создает свою (достаточно сложную) систему классификации умственной отсталости. Эта классификация была основана на физиологических, биологических данных, а также социальных данных, педагогических и психологических. Но эта классификация не призналась его коллегами из-за сложности и непонятности.

Эти направления шли по одной линии, сотрудничая друг с другом. Клиницисты в своих исследованиях использовали данные и методы психологии, а психологические и педагогические исследования подкреплялись клиническими материалами.

Накопленный к началу XX в

. опыт врачей и психологов, разнообразные подходы к проблеме, различная терминология потребовали определенной унификации на основе выделения одного ведущего признака умственного развития

ребенка. В том случае, когда речь идет об умственной отсталости, наиболее эффективным был бы показатель интеллектуального развития ребенка, определенный достаточно объективными инструментальными методами и фиксируемый в единицах, поддающихся измерению. Эти мысли привели французского психолога Альфреда Бинэ(1857-1911) и врача Тома Симона

к разработке метода тестов и игр. В основу тестов Бинэ и Симона было положено состояние коммуникативной функции речи. Ученые разработали определенный набор игр, которые предъявлялись ребенку вербально, и требовали от него выполнения определенных действий и вербального же ответа.

Результаты выполнения этих игр были распределены в соответствии с возрастом нормально развивающегося ребенка. В случае отклонения от нормы (например, при нарушении интеллекта) ребенок, естественно, не мог справиться с заданием, соответствующим его физиологическому возрасту. В этом случае экспериментатор подбирал задания для более функционального раннего возраста. Соотношение «возраста» выполненных заданий к истинному физиологическому возрасту выражалось определенным числом (коэффициентом). Например, ребенок справлялся с заданием, рассчитанным на нормально развивающегося ребенка 5 лет. Физиологический возраст ребенка - 6 лет, следовательно, коэффициент данного ребенка - 0,83 (5/6 = 0,83)

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Реализация контроля над учебно-педагогической деятельностью
Уже идёт шестой год с того момента как школы нашего государства перешли 12-ти балльную систему оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Испытав на себе это реформирование, можем сказать, что переход с 5-ти балльной на 12-ти балльную ...

Определение понятия ценностных ориентаций
Завершающийся XI век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегд ...

Понятие личности и структура личности
Понятие "личность" многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. каждая из наук изучает его в своем специфическом аспекте. На вопрос, что так ...