Развитие учения о проблеме слабоумия 19 – 20 век

Страница 1

Со второй половины 19века

проблема слабоумия приобрела острый социальный характер. Развитие промышленности при капиталистическом строе привели к усилению эксплуатации трудящихся, к резкому ухудшению их быта и как следствие этого к росту числа аномальных детей. Буржуазный строй требует грамотных квалифицированных рабочих и в связи с этим появляется борьба с неуспеваемостью, которая часто бывает обусловлена патологией психического развития. Это означает, что если раньше (нач.19века) главными были глубокие формы умственной отсталости,

с видными симптомами, то сейчас выявляются лица с легкими формами отсталости.

Отставание у детей выявляется в процессе обучения, а у взрослых – в условиях работы на производстве. Внимание к легким формам умственной отсталости побудило пересмотреть раннее определение слабоумия, критерии этого состояния, классификации форм, степеней и видов слабоумия.

Фундаментальные открытия в области естественных наук в середине XIX в. оказали большое влияние на педагогику и психологию: на смену наблюдения и умозрительным выводам приходит экспериментальный метод исследования. Это обусловило два направления в понимании характера и сущности слабоумия.Первое направление

- анатомо-физиологическое.

Представители этого направления клинически исследовали слабоумие. Они считали, что слабоумие появилось из-за влияния вредностей, нанесенных организму ребенка на разных стадиях его развития. За рубежом это психиатры: Д. Бурневиль, Б.Морель, Э.Крепелин

; а в России - С.С.Корсаков, В. П. Сербский, А. Н. Берштейн, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин и другие

. Они делили причины слабоумия на три группы. Первая группа

- причины, действующие до рождения ребенка (неблагоприятная наследственность, неблагоприятные моменты в период зачатия и беременности, физическое состояние и возраст родителей). Вторая группа

– причины, действующие во время рождения (преждевременные роды, долгие и неправильные роды). И третья группа

– причины, действующие после рождения ребенка (болезни внутренних органов, нервной, эндокринной системы, тяжелые эмоциональные переживания, плохие условия воспитания в семье, пед.запущенность…).

Наибольший вклад в анатомо-физиологическое направление в учении о слабоумии начала 20века

внес немецкий психиатр Э.Крепелин(1856-1926). Он первый объединил все формы слабоумия в одну группу

под общим названием «задержка психического развития»

и ввел термин «олигофрения»для обозначения этой группы врожденных болезненных состояний, происхождение которых он видит в наследственном вырождении или повреждении зародыша, и в болезненных процессах подвергшегося мозга в эмбриональном периоде развития. Он выделили 2 клинических варианта олигофрении

и соответственно 2 типа больных: эретичные олигофрены

- больные с врожденным слабоумием, сопровождающимся двигательным беспокойством и раздражительностью; торпидные олигофрены

- больные, отличающиеся тупым безразличием, апатией и заторможенностью.

Крепелин придерживался традиционной классификации олигофрении по степени дефекта: идиотия, имбецильность и дебильность.

Его учение дало толчок для дальнейших исследований слабоумия как формы врожденной задержки психического развития.

Бельгийский психиатр Ж.Демор

(1867-1941)первый разделил причины отсталости, связанные с патологией, от внешних причин, зависящих от условий воспитания ребенка. Он первый попытался в этиологии выделить биологические и социальные (педагогические) компоненты слабоумия.

Он разделял отсталых детей на медицински отсталые

(отставание в развитии связано с перенесенными ребенком утробно или в раннем детстве вредных факторов) и педагогически отсталых

(не получившие хорошего воспитания в раннем детстве, перенесшие в детстве опасные болезни).

По этиологическому принципу впервые классифицировать формы психического недоразвития стал В.Айрленд

(1880), который выделял психическое недоразвитие травматического, воспалительного происхождения, а также вследствие дистрофических нарушений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Какого человека можно называть личностью
Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью…Личность, достигшая полного развития, характер ...

Альтернативные убеждения
- Будьте проще. Обычные вещи могут быть очень приятны. - Можно быть человеком, подобным каждому, и тем не менее быть уникальным. - Может быть выгодно играть в команде. - Я могу наслаждаться своей похожестью на других, вместо того чтобы ...

Психологические идеи средневековой Европы
В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского(1225-1274), которое б ...