В результате огромного количества проведенных экспериментальных исследований был определен диапазон «нормы»
и отклонений от нее. Так, диапазон «нормы» лежал в пределах 1,0-0,8, следовательно, этот ребенок может быть отнесен к нормально развивающимся.
Приведем другой пример. Физиологический возраст ребенка - 6 лет. В результате экспериментального исследования (тестирования) было установлено, что он справляется с заданиями, рассчитанными на 3-летний возраст. В этом случае его коэффициент составляет 0,5, и ребенок попадает в более низкий диапазон. В данном случае, естественно, встает вопрос о степени его интеллектуального развития. Так как Бинэ и Симон считали, что между уровнем интеллекта и уровнем развития коммуникативной функции речи существует жесткая корреляция , то и коэффициент получил название «интеллектуального коэффициента».Это название позволило исследователям разработать специальную «Метрическую шкалу умственных способностей», которая и была опубликована в работе «Новые методы диагностирования умственного уровня ненормальных» (1905).
Таким образом, Бинэ и Симона
можно справедливо считать основоположниками психометрического направления в изучении интеллектуальной недостаточности.
В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, началось несколько позже -- в начале XX в.
Это стало предметом широкого изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо и др.),
но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. XX в., усилиями Л.С.Выготского,
объединившей исследования врачей, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога. Он раскритиковал те учения о слабоумии, которые умственно отсталого характеризовали с негативной стороны. Он считал, что в умственно отсталом ребенке нужно найти то здоровое, незатронутое.
Выготский положил начало динамическому подходу
к сущности умственной отсталости, считая что дефект умственной отсталости очень сложен и не может быть констатирован путем простого перечисления симптомов. Симптом - не признак умственной отсталости, а результат развития умственно отсталого. Он раскритиковал интеллектуалистическое направление, где на первый план выдвигалась интеллектуальная недостаточность и отрицалось ее значимость и где недостатки выводятся из расстройств аффекта и воли. Выготский считает, что интеллект и аффект едины.
Он по своему понимал умственную отсталость, выделяя при этом и разграничая первичную и вторичную природу дефекта. Первичный – материальная основа умственной отсталости (органические нарушения ЦНС), а вторичная – место умственно отсталого в социальной среде.
При разработке проблемы слабоумия отечественные дефектологи руководствуются положениями Выготского, т.е. опираться на здоровые качества умственно отсталого, учитывая возможность воздействовать на первичный дефект через коррекцию вторичного. В отечественной дефектологии исследования слабоумия ведутся в различных аспектах: клиническом, психологическом, педагогическом. В зависимости от характера и причин нарушения ЦНС, от времени нанесения вреда ЦНС слабоумие может иметь формы олигофрений и деменций.
При олигофрении
имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта.
Для олигофрении характерно недоразвитие всех нервно-психических функций с недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.
Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется, прежде всего, в недостаточности логического мышления, нарушении подвижности психических процессов, инертности мышления. Слабость логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности, но существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.
Другие статьи:
Экспериментальные и клинические данные
Исследований по ОКРЛ очень немного. До настоящего времени бОльшая часть сведений об этом расстройстве была получена из клинической работы. Есть много свидетельств того, что ОКРЛ как определенного клинического явления действительно не суще ...
Человек – существо религиозное
Рассматривая черты, присущие исключительно человеку, мы приходим к заключению, что он - существо религиозное. К. Юнг, доказывая, что душа человека по своей природе религиозна, писал: "душа…имеет достоинство сущности, которой дано осо ...
Осмысление с точки зрения когнитивного подхода
Хотя Шапиро (Shapiro, 1965) полагает, что подавление играет важную роль в развитии истерической патологии, он рассматривает «невротический стиль» истериков не только как результат вытеснения из сознания определенных мыслей или эмоций. Он ...