Представления о психике в эпоху Античности

Психология: Статьи и материалы » История психологии » Представления о психике в эпоху Античности

Страница 1

Периодизация античной философии:

1) Этап натурфилософии - шел поиск общего принципа устройства мира; устройство души выводилось из общего принципа мироздания как частное следствие Проблему души отдельно не рассматривали.

2) - человека объявили единственно заслуживающей интереса реальностью. Познание души считалось ключом к познанию мира.

3) Этап систематизации древнегреческой философии - появилось равновесие в описании мироздания и человека.

4) Эллинистский период - интерес к человеку, но не с позиций общества, а с индивидуалистической позиции; поиски путей обретения индивидуального счастья.

1. Этап натурфилософии. На вопрос: «Что есть мир?», «Какова первооснова мира?» - были даны следующие ответы: а) число, б) материальная субстанция, в) неделимый монолит, г) атомы+пустота

а) Пифагор (6 в. до н. э.) - мироздание имеет арифметически-геометрическую структуру. Числа, которые заложены в предмете, предопределяют его судьбу. Нумерология. Душа - гармония противоположностей тела.

б) Многие философы той эпохи основали свои школы, по-своему определив в качестве первоосновы мира ту или иную материальную субстанцию. Фалес (6 в. до и э.) - мир - это трансформации воды, его ученики Анаксимен и Анаксимандр выбрали каждый свою первооснову: первый - воздух, второй -алейрон. Гераклит (6-5 вв. до н. э.) -мир это превращения огня, в мире заложена строгая причинность

- Логос (закон); душа может им овладеть, если приблизиться к космическому огню, став менее влажной, приобретая «сияние сухого огня». Гераклит описывал законы качественных изменений (развития), поэтому считается первым философом-диалектиком. Эмпедокл (5 в. до н. э.) - каждая вещь в мире состоит из огня, воды, земли и воздуха, взятых в разных пропорциях; можно лечить людей, изменяя пропорции базовых субстанций в теле.

в) Идея о том, что мир един, целостен, монолитен принадлежит Элейской школе (от названия города Элея) 6-5 вв. до н. э. Чувства заставляют ошибаться, отражая мир вечно изменчивым и разделенным на предметы. Мышление доказывает иллюзорность наличия отдельных вещей и существования движения. Для таких доказательств элеаты создали много парадоксов. Например, Ахилл не может догнать черепаху, так как насколько близко бы он не приближался, между ними всегда останется бесконечное количество точек.

г) Для опровержения парадоксов Элеатской школы Демокрит выдвинул гипотезу, по которой вещи состоят не из бесконечности точек (как принято в математических моделях), а из конечного количества частиц

- атомов, делить которые дальше природа не позволяет. Душа тоже состоит из атомов: более маленьких и скоростных, чем атомы тела, их функция - двигать атомы тела, создавая то или иное поведение 2. Субъективно-антропологический этап (софисты и Сократ). Софист ~ особый тип философа, обучающего «практической» философии: искусству убеждать и побеждать в спорах Они развивали идеи о гибкости понятий, логики, демонстрировали способность соединить несовместимые вещи, обосновать что угодно. «Нет общезначимой правды, истина индивидуальна. Если бы бытие существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели, не смогли бы его выразить. Только в себе человек может найти истину».

Сократ (5-4 вв. до н. э.) «Философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот». Спорил с софистами, отстаивая концепцию существования общезначимых понятий. Оставил метод сократической беседы, подводящей собеседника к самостоятельному открытию общезначимых истин путем задавания ему наводящих вопросов (майевтика - повивальное искусство рождения человеческой мысли). При этом, по его мнению, происходит высвобождение истинных знаний из глубин сознания, где они изначально заложены. Душа - способность познавать.

3. Этап систематизации древнегреческой философии - Платон и Аристотель

Платон (5-4 вв. до н. э.) - ученик Сократа, основатель Академии в Афинах, основоположник течения объективного идеализма в античной философии. Считал, что кроме мира вещей существует и мир идей -нематериальных прообразов реальных вещей. Идеи первичны, постоянны, неизменны и вечны. Они неощущаемы, существуют самостоятельно, независимо от вещей. Вещи вторичны, так как являются материальными подобиями идей (слегка искаженным отражением идей). Совершенство первичных образцов (идей) недосягаемо для предметов, но побуждает их стремиться быть похожими на них.

Душа - посредник между миром идей и вещей. Она приходит в тело из мира идей, где истина и бытие совпадают, и где она занималась созерцанием истины я красоты. Наблюдение за явлениями мира, являющимися искаженным отражением идей, не может привести к открытию истины, но побуждает душу обратиться к припоминанию своего опыта созерцания идей. Подлинное знание обретается после преодоления воздействия чувственных вещей, избавления души от гнёта внешних впечатлений, воспарения в мир вечных идей. На это способны не все люди. Душа состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Разум - высшая часть души. Мышление - диалог души с собой. Платон следует идеям своего учителя Сократа, для которого воспитание сводится к познанию, так как правильное понимание обязательно обеспечит правильное поведение Разум может быть логическим и интуитивным. Первый вид несовершенен, поскольку опирается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний (идей) о предметах. Второй вид разума осуществляется через проникновение в глубины души, где хранятся истинные знания.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Готовность к выполнению семейных ролей в браке
Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально – психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являю ...

Параноидное расстройство личности
Ключевое слово для параноидного расстройства личности — «недоверие». Возможно, при некоторых обстоятельствах осторожность, поиск скрытых мотивов или недоверие к окружающим может быть адаптивным и даже спасительным, но параноидная личность ...

Структура телосложения
Одна из привлекательных сторон теории Шелдона - в ее простоте и обстоятельности. В отличие от многих теорий личности, которые оставляют неограниченное количество "незаполненных чеков", которые могут быть заполнены для создания з ...