Базы и методы исследования

Страница 1

В данной работе было проведено исследование мотивационных и коммуникативных особенностей, людей занимающихся сетевым маркетингом и людей занимающихся традиционным бизнесом, с целью их сопоставления. Эмпирическое исследование проводилось среди представителей традиционного и нетрадиционного бизнеса, которые занимаются им не менее одного года. Общий объём испытуемых составил 40 человек, 20 из которых являются представителями крупных маркетинговых сетей «Amway» и «Winalite», 20 – частные предприниматели. Все респонденты женского пола. Таким образом, было составлено две выборки.

В данном исследовании использовался метод тестирования для сбора данных и метод углового преобразования Фишера – для подсчёта данных. Критерий Фишера является многофункциональным и позволяет сопоставить две выборки по частоте встречаемости того или иного признака.

Поскольку исследование предполагает изучение коммуникативных и мотивационных особенностей были выбраны следующие методики:

– «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной;

– Методика «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна;

– Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана;

– «Методика диагностики степени готовности к риску» Шуберта;

– Методика диагностики манипулятивного отношения (по шкале Банта);

– Методика диагностики коммуникативного контроля (М. Шнайдер);

– Методика исследования уровня эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов).

«Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной используется для выявления степени выраженности социально-психологических установок.

Методика состоит из 80 вопросов: 40 вопросов направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», 40 вопросов направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок «свобода – власть», «труд – деньги». Испытуемым отвечая на вопросы, необходимо ответить на них или «да», если ответ утвердителен, или «нет» – если поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.

На основании результатов использования методик можно выявить несколько групп испытуемых:

1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все ориентации выражены сильно и в равной степени.

2. Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

Методика «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова предназначена для диагностики двух обобщённых устойчивых мотиваторов, входящих в структуру мотивации аффилиации, – стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО). Тест состоит, соответственно, из двух шкал, каждая из которых включает в себя 30 вопросов. По каждой из шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для этого пользуются ключом и переводными оценочными шкалами.

Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные. Мотив аффилиации относится к высшему уровню иерархии человеческих потребностей. При этом этот мотив является базовым и фундаментальным для природы человека, сознание которого развивается только в условиях взаимодействия с другими людьми.

Вообще, содержание мотива аффилиации далеко не однородно: сюда включаются потребность контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, радоваться другим людям и жить вместе, сотрудничать и общаться с ними, присоединяться к группам. Под аффилиацией понимается, таким образом, определенный тип социальных взаимодействий, содержание которого заключается в общении с другими людьми, которое приносит удовлетворение обеим сторонам.

Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана используется для выявления особенностей мотивации успеха и неудач. Опросник состоит из 20 вопросов-утверждений, с которыми испытуемому необходимо согласиться или не согласиться, полученные данные обрабатываются в соответствии с ключом и в результате диагностируется мотивация на успех или на неудачу, также может диагностироваться не ярко выраженный мотивационный полюс.

Стремление к успеху понимается как сила, вызывающая у индивида действия, ведущие по его ожиданиям, к достижению. Она проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости действий. Стремление к избеганию неудачи рассматривается как сила, подавляющая у индивида выполнение действий, способных в его представлении привести к провалу. Она проявляется в желании выйти из ситуации, содержащей для человека потенциальную угрозу отрицательного хода событий.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Предмет, методы, подходы истории психологии
Предмет истории психологии - представления о психике (о ее природе, происхождении, функциях, механизмах) на разных этапах поступательного развития науки. Методы истории психологии. Основной задачей методов истории психологии является 1) ...

Зависимость качества социальной адаптации от нозологической принадлежности заболевания
Распределение обследованного контингента больных по показателям качества социальной адаптации представлено в табл. 9. Таблица 9 Социальная адаптация в катамнезе больных с различными нозологическими формами ППР Диагноз при выписке ...

Понятие мотивации в современной психологии
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессии так наз ...