Представления о психике в эпоху Античности

Психология: Статьи и материалы » История психологии » Представления о психике в эпоху Античности

Страница 2

У разных людей развиты разные части души, поэтому Платон считает идеальным устройством общества такое государство, в котором люди с доминирующей чувственной (вожделеющей) частью души выполняют функции работников, люди с доминирующей волевой (страстной) частью души являются стражами и воинами, люд -философы с доминирующей разумной частью души выдвигаются на руководящие посты, становятся политиками. Аристотель (4 в. до н. э.) - ученик Платона, основатель Ликея (лицея), учитель Александра Македонского, великий энциклопедист, основатель многих наук, создатель первого трактата о психике («О душе»). Отрицал разделенность души и тела. Для Аристотеля предмет - это единство материала (вещества) и формы (структуры). Форма - это способ организации материала. Меди можно придать форму шара, и получится ядро, или форму человеческой фигуры, и получится статуя. Душа - это форма (структура) тела. Чем сложнее душа = способ организации живого существа, тем сложнее его поведение. У души нет своей активности, но благодаря наличию формы (структуры) становится активным тело, оно учится, размышляет и действует. Аристотель чувствовал, что форма несет образ будущего (то есть цель). благодаря форме тело меняет состояние на более сложное, то есть проявляет активность. Существуют три уровня активности и, соответственно, три функции души растительная (питательная), животная (сенсомоторная) и разумная.

Позицию Аристотеля нельзя назвать материализмом. Он допускал существование «чистых» форм, т. е. идеальных структур, и верховного разума: их роль он видел в задании целей материальным предметам. Разум человека он не связывал ни с каким органом тела. Разумная часть души приходит в тело из обители всеобщего разума и соединяется с растительной и животной частями души.

Интуитивное мышление позволяет человеку извлекать знания, имеющиеся во всеобщем разуме. Мышление, построенное на анализе наблюдаемых фактов, позволяет создавать новое знание и обогащать этим новым знанием всеобщий разум. Следовательно, Аристотель кардинально расходился с Платоном по вопросу о допустимости познания через наблюдение природы. Платон считал его источником ошибок, а Аристотель - источником новых знаний. Известная картина Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона, показывающего рукой на небо, Аристотеля - на землю. По Аристотелю, богатство идей скрыто в чувственно воспринимаемом мире и раскрывается в прямом общении с ним.

Эллинистский период - киники (Демосфен), эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон), скептики.

Киники - формула счастья в самодостаточности, в избавлении от желаний, как физических, так и социальных (желаний нравится другим или соответствовать принятым в обществе нормам поведения).

Эпикурейцы - благополучие обретается не посредством ума, а через обретение чувственного удовольствия. Удовольствие жизни увеличивается при умеренности желаний, безмятежности духа. свободе от страхов (не бойся смерти, ведь когда ты есть - её нет; когда она придет - тебя уже не будет).

Стоики - довольство жизнью связано с умением принять ограничения жизни как действие общекосмического закона. Это позволяет даже в ситуации полной внешней несвободы, не сопротивляясь судьбе, извлекать максимум возможностей для обретения внутренней свободы,

Скептики - счастье заключено в умении освобождаться от догм, привитых в процессе воспитания.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Антисоциальное расстройство личности
Антисоциальное расстройство личности может принимать разнообразные формы: выражение антисоциального поведения может значительно меняться (см. DSM-III-R; АРА, 1987) — от коварства, манипуляции и эксплуатации до прямого нападения. Представ ...

Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий
Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательн ...

Личностное развитие детей дошкольного возраста
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности ...