Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России.

Психология: Статьи и материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России.

Страница 13

Так в сферу психологического изучения была включена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления постулата непосредственности, намечены основы объективного познания психики. Ограничив задачу психологии изучением психологической стороны деятельности, Рубинштейн выделил внутри деятельности ее компоненты: движение - действие - операция - поступок в их взаимосвязях с целями, мотивами и условиями деятельности. В 50-х годах Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма и раскрыл его на материале экспериментальных исследований мышления. Согласно этому принципу внешние причины влияния действуют только через внутренние условия. Последователи С.Л. Рубинштейна выявили и описали свойства психического процесса: динамичность, непрерывность, недизъюнктивность, способность к развитию и др.

При изучении не только мышления, но любых других психических процессов в качестве совокупности всех внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, выступает личность. К личностным свойствам, обусловливающим поведение человека, относятся мотивы, способности.

Творчество С.Л. Рубинштейна, культура разработки им теоретических основ психологии, фундаментальность его трудов, обусловленная опорой на достижения всей мировой и отечественной философской и научной мысли, получили высокое общественное признание. В 1942г. он возглавил впервые созданную в Московском государственном университете кафедру психологии и одновременно был назначен директором Психологического института. В 1943г. был избран членом-корреспондентом АН СССР. По его инициативе и под его руководством в 1945г. в Институте философии АН СССР создается сектор психологии - первая психологическая лаборатория в АН СССР. В том же 1945г. он избирается академиком Академии педагогических наук РСФСР. В годы сталинских репрессий С.Л. Рубинштейн был снят со всех постов, публикация его трудов была запрещена. В 1956г. ему удалось восстановить сектор психологии и в течение последних трех лет жизни он публикует три монографии: "Бытие и сознание" (1957), "О мышлении и путях его исследования" (1958), "Принципы и пути развития психологии" (1959). Написанная в последние годы жизни монография "Человек и мир" опубликована в сборнике избранных работ "Проблемы общей психологии" (1973).

Труды С.Л. Рубинштейна продолжают и сегодня служить важным источником развития отечественной психологии. Общие принципы, сформулированные Рубинштейном, находят свою конкретизацию в исследованиях, прежде всего его учеников. На них опираются и другие исследователи, формально не принадлежащие к школе С.Л. Рубинштейна. Книга "Основы общей психологии" на общероссийском психологическом конкурсе, который проводился "Психологической газетой" в 1999-2000 гг., была названа самой читаемой в ХХ в. книгой по психологии.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) сделал деятельность предметом и методом психологического исследования. Он назвал категории деятельности, сознания и личности как "наиболее важные для построения непротиворечивой системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов". Разработанная Леонтьевым общепсихологическая теория деятельности является важнейшим достижением советской психологической науки, а сам Леонтьев - крупным теоретиком, одним из создателей советской психологии. На материале теоретических и экспериментальных исследований он показал объяснительную силу деятельности для понимания центральных психологических проблем: сущности и развития психики сознания, функционирования различных форм психического отражения личности. В разработке проблемы деятельности Леонтьев исходил из культурно-исторической концепции психики Л.С. Выготского. Он считал, что марксистско-ленинская методология позволяет проникнуть в действительную природу психики, сознания человека, а в теории деятельности видел конкретизацию марксистско-ленинской методологии в области психологии. Истоки его исследований восходят к началу 30-х гг., когда Леонтьев возглавил группу психологов в Харькове. В ее состав входили А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Л. Гальперин, В.И. Аснин, П.И. Зинченко, Г.Д. Луков. Для них центральной стала проблема практической деятельности и сознания, которая рассматривалась Леонтьевым "необходимой линией движения психологического исследования". Производилось изучение структуры детской деятельности, ее средств, цели, мотива и изменения в процессе развития ребенка.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Другие статьи:

Стадии развития и фазы урегулирования конфликта.
В конфликте, чаще всего, сначала возникает латентный период, когда стороны осознают наличие противоречий в целях. Затем складываются конфликтные отношения, характеризующиеся возрастанием напряженности. После чего развивается собственно ко ...

Переключаемость
Это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодинаковы у разных людей и зависит ...

Понятие ценностности
Ценностность является центральным, системообразующим фактором. Ценностность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и ее представлением о себе (представленность собственного «Я»). Когда оба эти содержания св ...