Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России.

Психология: Статьи и материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России.

Страница 8

С идеями поведенческой психологии выступил в 20-х гг. Павел Петрович Блонский (1884-1941), психолог, видный деятель народного образования, впоследствии автор крупных работ по психологии памяти и мышления и их развитию в детском возрасте. Труды Блонского отличает высокая философская культура. В ранний период творчества он выступил с рядом больших философских исследований. В 1920г. в работе "Реформа науки", целью которой было искоренить "атавизмы мышления" в науке, в частности в психологии, он писал, что научная психология есть наука о поведении. В другой работе, написанной годом позже, он подчеркивал: "Мы должны создать психологию без души, мы должны создать ее без "явлений", или "способностей" души и без сознания". Критикуя интроспективную психологию за то, что она "начала свою работу с последних глав", т.е. с самого трудного, Блонский считает, что психология должна "систематически, добросовестно и внимательно следить за действиями наблюдаемого субъекта и теми особенностями окружающей обстановки и происходящих внутри субъекта процессов, которыми эти действия обусловливаются". Фиксируются движения (лица, конечностей, словесные реакции, движения внутренних органов, кровеносных сосудов, дыхания и т.п.), социальное положение субъекта. "Мышление не представляет собой чего-либо особенного. Оно - одна из разновидностей рефлексов . и состоит из особенно энергичных внутренних движений - мускульно-сочленовых и речевых". В другом месте Блонский говорит об изучении рефлексов, полагая, что в будущем, возможно установить однозначную связь между мозговой рефлекторной деятельностью и движениями. Идеи Блонского о поведении отличаются механицизмом и близки бихевиоризму Уотсона. В последующий период своей деятельности Блонский отошел от этих поведенческих идей.

В разработке поведенческого направления в советской психологии в 20-х гг. большое место принадлежит рефлексологии

Бехтерева и реактологии

Корнилова. В реактологии Корнилову не удалось осуществить задачу перестройки психологии на основах диалектического материализма. Это направление отличали крайний механицизм, натурализм и биологизаторский подход к пониманию поведения человека, его психики. В 1931г. в Москве в Государственном институте педагогической психологии и педологии (так стал называться неоднократно реорганизованный в годы советской власти основанный Г.И. Челпановым Психологический институт при Московском государственном университете) состоялась дискуссия по реактологической психологии. В итоговом документе ("Резолюции") давалась оценка ситуации в психологии, причем эта оценка получила характерную для науки тех лет политическую окраску. Так, отмечалось, что борьба на научном фронте является отражением классовой борьбы в стране. Ставилась задача разгрома и уничтожения "остатков буржуазно-идеалистических теорий, являющихся прямым отражением сопротивления контрреволюционных элементов страны социалистическому строительству". Говорилось, что главной опасностью в психологии в данный период являются механистические теории, которые, "протаскивались как якобы подлинно диалектико-материалистические". Реактологическая психология оценивалась здесь как антимарксистская эклектическая концепция, имеющая "свои корни в буржуазной философии и социологии", она "некритически и без переработки перенесла к нам чуждые стране строящегося социализма буржуазные учения, их методы и методики . ", была связана с "меньшевиствующим идеализмом деборинской группы" и т.д. В заслугу реактологии ставилась борьба, которую она вела с "реакционной идеалистической психологией Лопатина, Челпанова и т.п., с одной стороны, и сенчменианством и рефлексологией, с другой". Реактология критиковалась за отрыв теории от практики, что выразилось в ряде "неверных и порой вредных для практики социалистического строительства положений" (имелся в виду, прежде всего закон однополюсной траты энергии). Этой дискуссией завершилась история реактологии.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другие статьи:

Клинические аспекты нарушения когнитивных функций при шизофрении
Диапазон расстройств, свойственных шизофрении, очень широк. В зависимости от степени прогрессирования болезни они могут быть менее или более резко выражены. Весьма характерны для шизофрении разнообразные расстройства мышления. «Отмечаетс ...

Концептуальные подходы к изучению социально-психологической адаптации.
В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не сущес ...

Определение понятия ценностных ориентаций
Завершающийся XI век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегд ...