Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России.

Психология: Статьи и материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России.

Страница 12

Проблема регулирующей роли речи и речевого опосредствования в развитии произвольных психических процессов была, по признанию А.Р. Лурия, центральной в его работе. Начатые Л.С. Выготским исследования были продолжены А.Р. Лурией. Особенно важный материал для такого изучения открывает область исследований локальных поражений мозга. Разработка этой области составила главное содержание научной деятельности Лурия, начиная с 30-х гг., но особенно интенсивно - с Великой Отечественной войны. Эти исследования вылились в теорию системной динамической локализации высших психических функций и составили содержание новой области психологической науки - нейропсихологии, основоположником которой в СССР был А.Р. Лурия. Нейропсихологические исследования А.Р. Лурия включали изучение роли лобных долей, подкорковых и других мозговых структур в организации психических процессов, изучение нарушений отдельных психических функций - памяти, речи, интеллектуальных процессов, произвольных движений и действий при локальных поражениях мозга и их восстановлении. Большое место в творчестве Лурия занимали вопросы нейролингвистики, разрабатываемые им в неразрывной связи с проблемами афазиологии. В этих исследованиях широко представлены междисциплинарные связи психологии с другими науками - лингвистикой, физиологией и анатомией мозга, а также с клинической практикой.

Замечательный педагог А.Р. Лурия явился одним из организаторов психологической науки в Московском университете. Многие его работы выросли из курсов лекций, читаемых для студентов. Он также является автором популярных книг по психологии.

Одним из выдающихся теоретиков советской психологии был Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960). Он разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал важнейшие методологические принципы психологии. Один из них - принцип единства сознания и деятельности - составил основу деятельностного подхода в психологии. Философская направленность творчества С.Л. Рубинштейна, его пристальный интерес к зарубежной психологии объясняются, по-видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, учился в Марбургском университете, защитил там в 1913г. диссертацию, посвященную критическому анализу гегелевской философии. С.Л. Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект не только обнаруживается и проявляется, но в ней созидается и определяется. Этапной как в творчестве Рубинштейна, так и для советской психологии в целом стала его статья "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" (1934). Это выступление вместе с книгой "Основы психологии" (1935) и "Основами общей психологии" (1940), его расширенным вариантом, явились практической реализацией замысла построения психологии на новых научных основах. В статье 1934 г. Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис, переживаемый зарубежной психологией, выступил с требованием радикальной перестройки понимания сознания и деятельности, сознания и личности и сформулировал принцип единства сознания и деятельности. "Психика не субъективно, не только для познания представляется опосредствованной; она может быть познана опосредствованно через деятельность человека и продукты этой деятельности, потому что она в бытии своем объективно опосредствована ими . Психика, сознание могут стать предметом психологии - содержательной и реальной. Объективность в психологии достигается не выключением психики, а принципиальным преобразованием концепции человеческого сознания и концепции человеческой деятельности". При этом Рубинштейн обращается к Марксу, подходя к нему как "к современнейшему из наших современников", чтобы уяснить, "какие ответы на самые узловые вопросы психологии заключаются в высказываниях Маркса". В статье излагается трактовка Марксом понятий человеческой деятельности и его представлений о формировании человеческой психики в процессе деятельности, анализ основных формул Маркса о сознании в его взаимосвязи с бытием, об исторической природе сознания, трактовка проблемы личности, человеческих потребностей и способностей. Статья завершается выводом о богатстве идей, которые психология может извлечь из работ Маркса. Они "намечают тот путь, идя по которому психология может стать действительно содержательной и реальной наукой". Эта и другая статья "О философских основах психологии. (Ранние рукописи К. Маркса и проблемы психологии)" являются хорошим введением к изучению трудов Маркса, значение которых для психологии является не только фактом истории мировой и в особенности отечественной науки, но признается и сегодня. В "Основах психологии" (1935) Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности. "Психология изучает психику через посредство деятельности и тем самым психологические особенности деятельности". Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, что это "не значит, что поведение, деятельность человека в целом является предметом психологии. Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками . психология изучает психическую сторону деятельности". Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение. Он дал их психологический анализ: описал специфическую для каждого из этих видов мотивацию, раскрыл их природу и связь с развитием личности.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Другие статьи:

Особенности подросткового возраста
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения раз ...

Методы и методики исследования
В исследовании использовались следующие методы: 1. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко предоставила подробнейшую картину синдрома эмоционального выгорания, с её помощью диагностировались симптомы эмоционального вы ...

Источники и задачи психологии труда
Если, как мы условились в п. 1.2., понимать под предметом изучения в нашем случае любое полезное психологическое знание о труде и трудящемся, сохраняемое людьми тем или иным способом (и следовательно, в той или иной мере отра­жающее, моде ...