Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России.

Психология: Статьи и материалы » История и основные тенденции развития психологии в России » Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России.

Страница 18

Становление психологической теории происходило вместе с развитием конкретных исследований, которые осуществлялись в русле различных теоретических концепций и в связи с практическими задачами, выдвигаемыми перед психологией обществом. Так, в годы Великой Отечественной войны работа психологов была подчинена оборонной тематике. В связи с прогрессом техники, и в частности с созданием сложных автоматизированных систем управления, которые качественно меняли функции, Выполняемые человеком в производственных процессах, развивается инженерная психология. После перерыва в разработке проблем социальной психологии, начавшейся в 20-х гг., в 50-60 гг. возникли предпосылки для развития социальной психологии, активно развивающейся сегодня в СССР отрасли психологического знания. Развитием и практической реализацией деятельностного подхода в психологии явились исследования в области специальной педагогики и психологии, начатые Иваном Афанасьевичем Соколянским (1889-1960) 4 и продолженные Александром Ивановичем Мещеряковым (1923-1974).

Большие успехи в области детской и педагогической психологии связаны как с применением деятельностного подхода и конкретно с развитием идей Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, так и вне этого подхода.

После распада СССР в конце 1991г. начался драматический процесс переоценки и пересмотра принципиальных позиций советской психологии, и, прежде всего ее методологических оснований, восходящих к марксизму. Открыто встал вопрос о действительной роли учения Маркса в развитии психологической науки. Критике подвергся главный тезис советской психологии - положение о том, что марксизм является единственной теоретической основой психологии. Следуя ему, психология советского периода оказалась изолированной от других философско-психологических течений, была неспособной воспринимать исходящую от них и часто справедливую критику. На смену догматическому курсу, который в условиях тоталитарного режима возводил все, что было сказано Марксом, а также В.И. Лениным, в ранг незыблемой истины, пришло новое представление о плюрализме методологических ориентаций. Становилось все более очевидным, что, по-видимому, нет одной единственной теории, на основе которой можно построить психологическую науку, что в решении принципиальных вопросов необходимо опираться на разнообразные философские воззрения. Наметилось преодоление схематизмов научного сознания и связанное с этим его расширение и развитие путем открытых свободных дискуссий с различными философско-социологическими направлениями. При этом продолжает сохранять свое значение для психологии ряд положений Маркса, прежде всего о деятельности как специфическом способе человеческой жизни. Признается, что не может быть отброшена теория отражения В.И. Ленина, хотя конкретно научное содержание отражения в психологии имеет своим источником изучение отражательной природы психического в работах отечественных и зарубежных психологов. Указанные сдвиги в области методологии психологического познания нашли отражение в периодической печати. Большое место заняли материалы о процессах в науке и о судьбах отдельных ученых в период с 1917 до 1990 гг.

В новой исторической ситуации, сложившейся в России, со всей остротой встал вопрос об отношении к марксистски ориентированным теоретическим концепциям советского периода. На волне энтузиазма и в условиях идеологической свободы, в период, когда творцы научных теорий уже не могли вступить в диалог со своими критиками, началось наступление на советскую психологию. От тезиса о безусловном приоритете всего, что было создано в советский период, произошел крутой поворот, по существу, к отрицанию его значения. Особенно энергичным нападкам была подвергнута теория деятельности. Упреки относились к ее основополагающим положениям: о неразрывности связи сознания, психики с деятельностью, об общности их строения и в целом в о вторичности сознания, о его несвободе. Утверждалось пренебрежение в этой теории биологическими основами человеческой психики - в пользу представлений о ее обусловленности только социальными факторами. Высказывались мнения о необходимости отказаться от понятия отражения применительно к природе психики. Хотя скепсис и отчасти нигилизм по поводу отечественной психологии советского периода явились вполне оправданной реакцией, они все же не превратились в ее отрицание. И в обновленной России, и за рубежом достижения отечественной психологии советского периода продолжают пользоваться большим авторитетом. Труды А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, М.М. Бахтина распространяются в США, в странах Европы, а также в Японии и др. Они вдохновляют многих психологов к исследованиям, развивающим их идеи. По инициативе группы западных специалистов в связи, прежде всего с работами А.Н. Леонтьева и его школы в 1986г. в Западном Берлине был проведен I Международный конгресс по теории деятельности, в котором участвовали более 200 ученых из 22 стран Европы, Азии и Америки, работающие в области философии, социологии, культурологии, педагогики, физиологии и др. На этом конгрессе было принято решение о создании особой организации, объединяющей ученых разных стран и различных дисциплин и изучающих проблемы человеческой деятельности. Эта организация была названа Международной постоянной конференцией по исследованию теории деятельности, которая начала издавать специальный журнал по теории деятельности. В 1990г. в Финляндии (г. Лахти) состоялся II Международный конгресс по теории деятельности, посвященный проблемам социальных и индивидуальных преобразований. В этом конгрессе действовало около 500 ученых из 24 стран. В 1995г. в Москве прошел III Международный конгресс по теории деятельности по теме "Теория деятельности и социальная практика". В его работе участвовало свыше 100 ученых - философов, психологов, социологов и других специалистов из 26 стран. В 1998г. в Дании (Орхус) проходил IV конгресс Международного общества ISСRАТ. В работе 107 его секций участвовали более 500 ученых из 37 стран. Основная тема определялась так: "Теория деятельности и культурно-исторический подход к социальной практике".

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20

Другие статьи:

Внутренняя система контроля
Мы знаем, что люди не поддаются каждому побуждению, будь то желание смеяться, плакать или ударить кого-нибудь. Другая система — «система контроля» — действует в единстве с системой действия, чтобы регулировать, изменять или подавлять побу ...

Научные и околонаучные исследования сознания в новое время
Эпоха Нового Времени, которую еще принято называть «веком Разума», была ознаменована появлением науки (науки как таковой), самой идеи научного знания и исследования самых различных объектов. Последнее не могло не сказаться на низменении ...

Целеполагание
Главным вопросом, по мнению А.Блазера и соавторов, является вопрос о том, как пациент до настоящего времени пытался решить данную проблему? Изменилась ли его жизнь? Стало лучше или хуже после попытки решения? и т.д. Условия, связанные с ...