Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека

Исследования индивидуальных различий людей » Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека

Страница 2

«Критическая частота слияния световых мельканий или звуковых щелчков» (О.П. Макаров) — определение макси­мальной частоты световых мельканий или звуковых щелч­ков, при которой они еще различаются испытуемым как раз­дельные: чем быстрее возникают и прекращаются нервные процессы, тем больше циклов в единицу времени могут вос­произвести нервные структуры, воспринимающие зритель­ную и слуховую информацию, тем выше будут показатели критической частоты мельканий и щелчков.

Уравновешенность нервных процессов

«Изучение особенностей проведения линий определенной длины в изменяющихся условиях» (Н.С. Лейтес) — воспроиз­ведение без зрительного контроля на бумаге как можно точ­нее линий, равных либо предъявляемому предварительно образцу, либо выбранному самим испытуемым: соотноше­ние между силой возбудительного и тормозного процессов (их уравновешенность) проявляется в неустойчивости дли­ны воспроизводимых линий (тенденция к удлинению ли­ний — преобладание возбуждения, тенденция к их укороче­нию — преобладание торможения).

«Реакция на движущийся объект — РДО» (Н.С. Лейтес) — остановка стрелки электросекундомера (полный оборот— 1 сек) на заданной цифре: преобладание опережающих реакций (стрелка не дошла до нужной цифры) связано с превалирова­нием торможения; преобладание запаздывающих реакций (стрелка прошла заданную цифру) связано с превалировани­ем возбуждения.

Исследование уровня развития профессионально важных позна­вательных процессов (познавательных способностей) проводит­ся с помощью психометрических методик в форме индивидуаль­ного и группового эксперимента. Известно большое количество подобных методик, каждая из которых, в свою очередь, имеет ряд модификаций, иногда с учетом специфики конкретной про­фессиональной деятельности. Наиболее известные и часто ис­пользуемые методики: «Компасы» и «Часы»— особенности вос­приятия пространственных отношений признаков объекта репродуктивного мышления; «Корректурная проба» (таблица Бурдона, Анфимова, с кольцами Лапдольта) — устойчивость к концентрации внимания при длительной однообразной работе, умственная работоспособность, темп психических процессов, преимущественная установка на точность или скорость работы;

«Перепутанные линии»— устойчивость и концентрация внима­ния; «Отыскивание чисел с переключением» («черно-красная таб­лица» — методика Горбова) — объем, распределение и переклю­чение внимания, оперативная память; «Расстановка чисел» — распределение внимания и оперативная память; «Выявление слов» — качество восприятия и особенноюти внимания; «Численно-буквенные сочетания» — распределение и устойчивость вни­мания, способность к работе в вынужденном темпе и при дефи­ците времени; «Шкалы приборов» — оперативная память; «Уста­новление закономерностей» — репродуктивное мышление, активность, сообразительность и оперативная память; «Запоми­нание и непосредственное воспроизведение слов и чисел» — кратко­временная память; «Числовые ряды» — особенности логического мышления; «Аналогии-» — особенности вербального (понятийно­го) мышления; «Арифметический счет» — способность к выпол­нению числовых операций; «Количественные отношения» — спо­собность к умозаключениям; «Сложение чисел с переключением» — способность к репродуктивному мышлению и перестройке ум­ственных навыков [19,78].

«Исследование простых и сложных сенсомоторных реакций» — скорость и точность реакций на световые и звуковые раздра­жители, установка на скорость или надежность работы; «Ре­акция на движущийся объект» — динамический глазомер, точность движений; «Двигательная координация и напряжен­ность» (ДКН) — особенности координации движений, эмо­циональная устойчивость и внимание.

В качестве метода исследования индивидуальных разли­чий опросник был разработан еще в 1950 году Г. Хейманом и Э. Вирсмой. Критические замечания, высказанные относительного этого опросника, касались того, являются ли оцениваемые испытуемыми параметры эмоциональности и активности присущими им, или они есть функция пред­ставлений о самих себе. Интересно отметить, что упреки по отношению к достоверности данных, полученных с помо­щью опросников, и до сих пор во многом сходны. Офици­ально считают первым опросником, основанным на ответах испытуемого о самом себе, «Бланк личностных данных» Р. Вудвортса, разработанный в 1917 году для измерения нсвро-тичности. Несмотря на отсутствие теоретического обосно­вания, опросник оказался полезным при отсеве призывни­ков армии США, у которых находили так называемые невротические ответы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Психосоциальная диагностическая ось
Систематизация научных данных о факторах, предрасполагающих к формированию и хронизации пограничных психических расстройств, позволила ряду авторов отметить значимость социальных условий и особенностей микросреды для разных категорий боль ...

Восприятие музыки и музыкальное переживание.
Центральным звеном всего процесса музыкально-слуховой деятельности является переживание музыки. Как бы ни отличались в содержательном и операционном отношении различные формы музыкально-слуховой деятельности, например, композитора, испол ...

Организация и методы исследования темперамента
Исследования проводим на группе людей в возрасте от 25 до 40 лет. Испытуемым предлагалось ответить на вопросы нескольких тестов, результаты записывались. Проводились исследования в разное время и их целью было определение типа нервной сис ...