Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека

Исследования индивидуальных различий людей » Использование методов диагностики индивидуальности для успешной трудовой деятельности человека

Страница 1

Использование конкретных методов психодиагностики для решения задач определения профессиональной пригодности должно основываться на данных об особенностях требований к личности и знаниях о диагностической (прогностической) ценности методик изучения, на оценке профессионально важных качеств личности. Опыт разработки системы профес­сионального психологического отбора и его проведения сви­детельствует о наличии довольно обширного перечня мето­дик профессиональной психодиагностики, которые в том или ином сочетании (в зависимости от особенностей вида дея­тельности) могут быть использованы для решения разнооб­разных задач оценки профессиональной пригодности. Полному их описанию посвящены оригинальные публикации, а также специальные руководства, справочники и пособия [10, 7,6 и др.].

Условия жизни, воспитание, трудовая деятельность суще­ственно влияют на формирование и развитие многих психо­логических качеств человека, однако некоторые из них имеют природную обусловленность. В связи с этим в процессе оцен­ки профессиональной пригодности целесообразно бывает учи­тывать состояние достаточно устойчивых биологических функций организма, отражающих индивидуальные различия лю­дей и возможную роль этих функций (степени их выраженно­сти, особенности сочетания и т. п.) в предопределении ус­пешности обучения и деятельности. Работы И. П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, К.М. Гуревича, В.М. Русалова и других исследователей основных свойств нервной системы установили типологические особенности и влияние указанных функций на целый ряд характеристик психики че­ловека и его поведение (в том числе трудовую деятельность). Обоснованы и описаны (Н.В. Макаренко и др.) ряд методик исследования основных свойств нервной системы, а также особенности их использования в практике профессионально­го психофизиологического отбора ряда специалистов [6,5].

Сила нервных процессов

«Зависимость времени реакции от интенсивности стиму­ла» (В.Д. Небылицын) — методика основана на различном проявлении закона силы у лиц с сильной и слабой нервной системой: о силе нервной системы можно судить по харак­теру наклона кривой зависимости времени реакции от ин­тенсивности раздражителя.

«Критическая частота мелькающего фосфена» (В.Д. Не­былицын) — определение силы нервной системы по харак­теру зависимости кривой частоты мелькающего фосфена (возникновение ощущения света при раздражении глаза электрическим током) от амплитуды раздражающих элект­рических импульсов.

«Измерение латентных периодов двигательных реакций при многократном применении раздражителя» (В.Д. Небылицын) — определение момента и величины увеличения латентных пе­риодов реакции: чем раньше и интенсивнее развивается это изменение, тем более выражена слабость нервной системы.

Работоспособность головного мозга» (А.Е. Хильченко) — определение работоспособности (по показателям количе­ства ошибочных реакций) путем регистрации реакций испы­туемого на предъявление условных раздражителей в быст­ром темпе в течение нескольких минут.

«Исследование легкости—трудности экстренной передел­ки двигательной реакции выбора» (Н.М. Пейсахов с соавто­рами) — измерение сложной сенсомоторной реакции на све­товые и звуковые раздражители в условиях смены их сигнального значения.

«Кинематометрическая методика» (Е.П. Ильин) — измере­ние точности производства движений в локтевом суставе при закрытых глазах и в сгибательно-разгибательных направлени­ях на заданную величину отклонения (в градусах): по разнице между амплитудой движения и выбранной амплитудой и об­щей сумме разниц определяется длительность сохранения процесса возбуждения и торможения, а их соотношение опре­деляет инертность—подвижность нервных процессов.

«Методика А.Е. Хильченко» — показателем подвижности нервных процессов служит предельно короткая экспозиция или предельно быстрый темп предъявления раздражителей, при ко­тором испытуемый может правильно дифференцировать их;

этот показатель зависит кик от скорости движения и последей­ствия нервных процессов, так и от быстроты восстановления функциональной готовности рефлекторного аппарата к новой реакции и от способности нервной системы к усвоению ритма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Исследование профессиональной мотивации студентов
Цель – исследование профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа. Задачи исследования: Выявить мотивационный комплекс студентов; Определить преобладающий тип профессиональной мотивации (внутренняя, внешняя положительная, ...

Навыки и умения, необходимые руководителю для успешности делового общения.
Успех переговоров в целом во многом зависит от результатов таких предварительных контактов. Заслуживают внимания шесть основных правил налаживания отношений между партнерами на предварительных переговорах и рекомендации по их реализации, ...

Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, ...