Исследования индивидуальных различий людей

Исследования индивидуальных различий людей

XX век проходит под сильным влиянием психологии на умы людей. Все более очевидной становится роль человеческой индивидуальности в том, как складывается каждая отдельная судьба, все больше признается влияние отдельной личности на судьбы людей, все меньше отмечается тенденция принизить значение индивидуальноличностного фактора в судьбах разных стран и народов в ходе исторических событий.

И все же, человек неспроста стремится любыми способами угадать свое предначертание. Возможно, он это делает, чтобы избежать разочарований и не питать ненужных иллюзий. Но, может быть, это ему нужно также и для того, чтобы предупредить какие-то злосчастья и достичь в жизни большего, вовремя "схватив за хвост" госпожу Удачу? Есть основания думать, что человек должен больше верить в себя и надеяться на свои собственные силы. Он сам должен быть творцом собственной судьбы вопреки ее превратностям. Нам об этом давно твердят со страниц газет и журналов, полных оптимизма и "веры в человека". Но никто не объясняет как это сделать.

Однако "рецепт" существует. Он в правильном и своевременном распознавании индивидуальных способностей и склонностей, характера и ценностной иерархии человека. А еще крайне важно для каждого - научиться понимать других людей и умело общаться с ними.

Каждому цивилизованному обществу для повышения его благосостояния, технического прогресса, для расцвета наук, культуры, искусства, народного творчества и ремесел необходимо правильно распорядиться человеческими ресурсами, своевременно определяя способности и деловые качества во благо государства, но и радеть о душевном комфорте людей, об их общем и психическом здоровье, которое также находится в прямой зависимости от настроения и степени счастливости каждого человека.

Нередко только к концу жизненного пути большинство людей начинает понимать себя в достаточной мере, чтобы соизмерять свои возможности с желаниями, чтобы примирить разноречивые стороны своей натуры, чтобы найти общий язык с окружающими. Слишком долго человек действует в жизни на ощупь, полагаясь на собственную интуицию, прислушиваясь к мнению окружающих, в котором, как в зеркале, пытается увидеть отражение своих плохих и хороших качеств. Читая книги, просматривая кинофильмы и театральные постановки, он стремится понять: "Кто я и каковы другие люди? Как жить, чтобы быть счастливым, преуспевающим, чтобы меня уважали и любили, чтобы меньше страдать, не впадать в уныние, избегать неудач и конфликтов, состояться как личность и не жалеть на склоне лет о бесцельно прожитых годах ?". Крайне важно своевременно разгадать свою натуру и правильно оценить свои способности на заре жизни, когда человек выбирает профессию или спутника жизни; необходимо также иметь представление о том, как справиться с чувством несчастливости, когда приходится испытать разочарование в любви или в дружбе, когда встречаются трудности общения в собственной семье или в сфере рабочих контактов. Именно в начале жизненного пути, в момент вступления в пору сознательного отношения к собственной судьбе, человеку важно получить ответ на множество вопросов, связанных с его характером.

Также, весьма актуальна социально-психологическая помощь человеку, оказавшемуся в ситуации, субъективно переживаемой им как несчастье, безысходность, стресс, неверие в себя и свое будущее, как чувство потерянности и одиночества при утрате привычного жизненного стереотипа в связи вынужденной миграцией и так далее.

Наиболее достоверным и научно обоснованным способом распознавания характера и способностей человека располагает психофизиология. Разумеется, в первую очередь это необходимо специалистам - психологам, социологам, педагогам, врачам. Лишь они, пройдя специализацию по психологии индивидуальности и владея методиками психодиагностического исследования, могут профессионально определять личностные свойства людей, давать им рекомендации по выбору профессии, решать вопросы кадрового отбора в рамках разных организаций, гармонизировать межличностные отношения в семье, в командах, экипажах и в других группах, проводить психологическую коррекцию отклоняющихся от нормы состояний. В узко-прикладных целях отдельные методы могут использоваться и другими специалистами при условии хорошего усвоения их с помощью квалифицированного консультанта. Это и определило актуальность нашей работы.

 

Другие статьи:

Коммуникационные барьеры, причины их возникновения и классификация
Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Ра ...

Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности
Психические состояния чаще всего проявляются как реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный, приспособительный характер к постоянно изменяющейся окружающей действительности, согласуя возможности человека с конкретными объект ...

Структура педагогического процесса
В рассматриваемом вопросе, будет рассмотрена структуре пед. процесса, единицей которого будет считаться урок. Е. Горб отмечает, что структуру урока характеризуют её компоненты (из каких частей состоит); их последовательность (порядок раз ...