Когнитивная психология возникла в середине шестидесятых годов в США и была направлена против бихевиористской трактовки поведения человека, игнорирующей роль познавательных процессов и познавательного развития.
Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. Сущность когнитивистского подхода сводится к стремлению объяснить социальное поведение через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур. Данные структуры (аттитюды, идеи, ожидания и т.п.) выступают регуляторами социального поведения. На их основе происходит отнесение воспринимаемого объекта, явления к определенному классу явлений (категоризация). В рамках когнитивистского подхода изучаются следующие проблемы:
а) социальной перцепции;
б) аттракции (эмоциональное переживание другого);
в) формирование и изменение аттитюдов.
В данном реферате освещаются социально-психологические теории, имеющие когнитивистскую ориентацию.
- «Теория поля» К. Левина – важнейший источник когнитивистской ориентации в социальной психологии
- Теория структурного баланса Ф. Хайдера
- Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
- Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда
- Заключение
Другие статьи:
Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами
Существует множество попыток объяснить происхождение психосоматических нарушений. Почти все они, так или иначе, связаны с психоаналитическим пониманием личности, ибо сами основы психосоматической медицины в третьем десятилетии нашего века ...
Когнитивная интерпретация
Многие из представленных выше теоретических взглядов на ПРЛ разделяют представление, что подозрения человека относительно других людей и размышления о преследованиях и плохом обращении со стороны других — это лишь рационализации, использу ...
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного
процесса
В данное время одним из принципов реализации образования является принцип гуманизации, заключающийся в том, что человек является наивысшей социальной ценностью и педагог обязан раскрыть его способности и удовлетворить различные его потреб ...