В целом для когнитивного подхода в социальной психологии свойственно следующее:
- главным источником данных и детерминирующим фактором человеческого поведения являются когнитивные процессы и образования (знание, понимание, суждения и т.п.);
- исходя из понимания поведения и познания человека как целостных процессов ориентированы общие схемы исследования данных явлений;
- качественная интерпретация диссонантных состояний и прогноз поведения индивида в большинстве случаев трактуется с опорой на психологию людей, выступающую одновременно и объяснительным принципом, и своеобразной нормой для сравнения с ней реального поведения испытуемых.
Концептуальный аппарат когнитивных теорий включает следующие основные понятия:
- когнитивная организация (или когнитивная структура) – форма взаимодействия между когнитивными элементами (знания, мнения, пункты информации и т.п.) в виде процессов дифференциации, интеграции и соотнесения элементов, обеспечивающих идентификацию и различение между собой отдельных частей явления, объекта;
- стимул – объект (реальный или идеальный), как элемент ситуации, воздействующий на индивида;
- ответ – процесс организации когнитивной структуры, осуществляемый под воздействием стимула;
- значение – результат категоризации объекта (явления), за счет чего выделяются его свойства, соотносящиеся со свойствами сравниваемого класса объектов.
Другие статьи:
Средства и приёмы коррекции зрительного восприятия детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных занятиях (по математике, рисованию, раз ...
Описание методик исследования
Проблемы семьи всегда были в центре внимания социальных психологов. В последние годы как отмечают многие советские социологи и демографы, в развитии института семьи в нашей стране наблюдается ряд негативных явлений – растет число одиноких ...
Развитие внимания в младшем школьном возрасте
Взаимосвязь внешних и внутренних факторов развития в младшем школьном возрасте.
Период интенсивных качественных структурно-функциональных преобразований характеризуется высокой пластичностью и повышенной чувствительностью к внешним возде ...