Данный подход не опирается на принцип соответствия, являющийся основополагающим для рассмотренных выше теорий. Основные идеи авторов, выступающие в качестве методологической установки для экспериментальных исследований, сводятся к следующим положениям:
а) поведение человека может быть рассмотрено только исходя из признания его целостности;
б) важнейшим элементом целостной организации поведения является познание;
в) перцепция рассматривается как отношение поступающих данных к когнитивной структуре, а научение – как процесс когнитивной реорганизации.
С. Аш, сосредоточив свои усилия на исследовании проблем социальной перцепции, утверждает, что восприятие человеком окружающей социальной действительности избирательно зависит от предшествующего знания. То есть тенденция к «перцептивной интеграции» реализуется с учетом возможности обеспечения непротиворечивости когнитивной организации. Причем при построении человеком образа какого-нибудь объекта идентичные данные не являются теми же самыми в различных контекстах.
Этот вывод был сделан на основании эксперимента, в котором двум группам испытуемых предлагались семь прилагательных, относящихся якобы к одному лицу, причем последние прилагательные были для двух групп разные: «теплый» и «холодный». Затем участникам групп было предложено восемнадцать черт характера, из которых нужно было выбрать те, которые, на их взгляд, характеризовали бы данного человека. В результате набор этих черт оказался – в зависимости от принадлежности к определенной группе – совершенно разный и указывал на тенденцию построения конфигурации черт вокруг слов «теплый» или «холодный». Данные характеристики и обусловили тот самый контекст восприятия, в котором они занимали центральное место, задавая в целом определенную тенденцию объединения воспринимаемых характеристик в организованную смысловую систему.
Другие статьи:
Подготовительная беседа с родителями, предшествующая проведению
психотерапии с ребенком
Врачи часто имеют обыкновение ставить более тяжелый диагноз, чем это необходимо. Такая практика вызывает большие сомнения, однако, для врачей она имеет следующие преимущества:
если благодаря психотерапии будут достигнуты улучшения, то эт ...
Механизм формирования зависимости от ролевых игр
Механизм "затягивания" человека в игровую зависимость, хотя и выглядит очевидным, очень редко упоминается в работах по сходным тематикам. Многое сделано в области исследования мотивации игровой деятельности, однако мотивация, в ...
Половые особенности мотивационной сферы
Ш. Берн [11] отмечает, что "социальные стереотипы, касающиеся гендеров, могут вынудить нас поверить, что по сравнению с мужчинами женщины - более конформны, легкоубеждаемы и управляемы из-за своей зависимости и подчиненности".
...