Сегодня мы без труда можем обнаружить недостатки в научной методологии даже величайших мыслителей прошлого, и вряд ли можно сомневаться в том, что профессиональные маги средневековья и последовавшей за ним эпохи Возрождения зачастую оказывались простодушными жертвами собственных предрассудков и суеверия. Однако магия была также исскуством привнесения божественной жизни в материальную сферу, искусством обогащения и интенсификации психической жизни человека. Психологические опыты и эксперименты, которые эти люди выполнили в опыте собственной внимательной интроспекции, могут по праву считаться вкладом прошлых эпох в современную экспериментальную научную психологию. Как бы ни называть те цели, которые преследовали духовидцы, визионеры, прорицатели и др., - «сверхестественный опыт», «божественное откровение» и т.д. – и как бы к ним ни относиться, бесспорно одно: независимо от их собственных целей и от того, как сами эти люди истолковывали свою собственную практику, косвенным образом они чрезвычайно обогатили психологический опыт человечества и привнесли много нового и неожиданного в развитие наших знаний о психическом.
Такого подхода к так называемым парапсихологическим и оккультно-религиозным явлениям придерживается, в частности, Уильям Джеймс, авторитетнейший психолог 20-го века, автор фундаментального психологического исследования религиозно-мистического опыта («Многообразие религиозного опыта»).
«…нетрудно увидеть, что на протяжении всей
культурной истории «маги» были подлинными
художниками, способными вдохнуть
в свою жизнь и в плоды своего труда тонко
уравновешенное сознание. Они были людьми, от-
крывающим свою интуицию глубочайшим
уровням сущего и являя затем озарения,
достигнутые благодаря своей интеллекту-
альной прозорливости и тщательно выверенному
мастерству. Именно процессы такого рода
лежат в основе мышления всякого гения».[1]
- Донаучное изучение сознания.
- Научные и околонаучные исследования сознания в новое время
- Психологические концепции сознания 18-19вв.
- Заключение.
Другие статьи:
Психологические идеи эпохи Просвещения
Давид Гартли: основоположник ассоцианизма
. Д.Гартли(1705-1757) является основателем ассоциативной психологии
, которая просуществовала как доминирующее психологическое направление до начала XX века. Гартли стремился создать такую теорию, ...
Организация коррекционных
занятий психолога с тревожными детьми младшего школьного возраста, склонными к
образованию страхов
Коррекция страхов — достаточно традиционная форма работы школьного психолога. Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Именно с поступлением в школу часто связ ...
Вопросы психологии труда в творчестве К.Д. Ушинского. И.М. Сеченов и
отечественная психология труда
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский (1824-1879) взял на вооружение идеи революционеров-демократов о том, что далеко не всякий труд оказывает благотворное влияние на личность человека, но лишь обладающий определенным рядом признаков, а именн ...