Сегодня мы без труда можем обнаружить недостатки в научной методологии даже величайших мыслителей прошлого, и вряд ли можно сомневаться в том, что профессиональные маги средневековья и последовавшей за ним эпохи Возрождения зачастую оказывались простодушными жертвами собственных предрассудков и суеверия. Однако магия была также исскуством привнесения божественной жизни в материальную сферу, искусством обогащения и интенсификации психической жизни человека. Психологические опыты и эксперименты, которые эти люди выполнили в опыте собственной внимательной интроспекции, могут по праву считаться вкладом прошлых эпох в современную экспериментальную научную психологию. Как бы ни называть те цели, которые преследовали духовидцы, визионеры, прорицатели и др., - «сверхестественный опыт», «божественное откровение» и т.д. – и как бы к ним ни относиться, бесспорно одно: независимо от их собственных целей и от того, как сами эти люди истолковывали свою собственную практику, косвенным образом они чрезвычайно обогатили психологический опыт человечества и привнесли много нового и неожиданного в развитие наших знаний о психическом.
Такого подхода к так называемым парапсихологическим и оккультно-религиозным явлениям придерживается, в частности, Уильям Джеймс, авторитетнейший психолог 20-го века, автор фундаментального психологического исследования религиозно-мистического опыта («Многообразие религиозного опыта»).
«…нетрудно увидеть, что на протяжении всей
культурной истории «маги» были подлинными
художниками, способными вдохнуть
в свою жизнь и в плоды своего труда тонко
уравновешенное сознание. Они были людьми, от-
крывающим свою интуицию глубочайшим
уровням сущего и являя затем озарения,
достигнутые благодаря своей интеллекту-
альной прозорливости и тщательно выверенному
мастерству. Именно процессы такого рода
лежат в основе мышления всякого гения».[1]
- Донаучное изучение сознания.
- Научные и околонаучные исследования сознания в новое время
- Психологические концепции сознания 18-19вв.
- Заключение.
Другие статьи:
Выводы
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:
Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельнос ...
Задержка психического развития
В современном значении "задержка психического развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). То есть, это состояние зам ...
Уровневая оценка психического состояния
Заключение об уровне (выраженности, тяжести) психических расстройств формулировалось на основании экспертной (врачебной) оценки. Уровневая диагностика осуществлялась с помощью "Шкалы обобщенной оценки функционирования" (Global A ...