Заключение.

Итак, можно выделить некоторые общие закономерности процесса исследования сознания в зависимости от эпохи, в которую он осуществляется.

На стадии доисторических времен и первобытных культур главная черта подхода к проблеме сознания заключается в следующем:

опыт измененных состояний сознания и сновидения рассматривался в качестве даже более реального и содержательного, чем опыт бодрствующего состояния.

Что касается эпохи Нового времени, то в области психологического исследования сознания она отмечена двойственностью. Два различных подхода к сознанию реализуются здесь параллельно. С одной стороны, впервые развивается строго научный подход к проблеме, для которого характерна прежде всего претензия на

универсальность, общезначимость и анонимность полученных результатов, в том числе и в области психологических концепций сознания (Локк, Декарт, Беркли и др.). С другой же стороны, получает новое развитие линия, идущая от античности, через Средневековье и Возрождение. Это линия

деятельного, жизненного освоения и расширения новых практических возможностей сознания. Опытное исследование здесь осуществляется

индивидуальностью, «на свой страх и риск», и имеет прежде всего личностное значение. Такие «концепции» сознания, не имея строго научных результатов, неотрывны от самой личности их создателей. В Новое время двумя наиболее яркими представителями такого подхода к сознанию являются Гете и Сведенборг.

Специфику исследования сознания и психики в период 18-19вв. можно охарактеризовать следующим образом:

психологи 18-19 вв. обращали мало внимания на тот факт, что исследуемый феномен касается и их самих, сосредоточившись почти исключительно на отстраненном, «объективистском» исследовании своего предмета. За некоторым исключением психологи этого времени в большинстве своем еще рассуждают так, как если бы их собственное сознание не составляло проблемы, то есть как если бы у них самих не было бессознательного.

Лишь с наступлением двадцатого века и с появлением психологической концепции Зигмунда Фрейда научная общественность и культурное человечество в целом сталкивается с тем фактом, что сознание, представляя из себя прежде всего

жизненную проблему, обладает и своей оборотной стороной –

бессознательным

[1]

Джеффри Мишлав. Корни сознания. Киев.1995. с.55

2

Карлос Кастанеда. Огонь изнутри….Искусство сновидения. М.2002. с.635

[2]

Джеффри Мишлав. Корни сознания. Киев. 1995. с.73-74

[3]

там же, с.80

[4]

Л.Шерток, Р.де Соссюр. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М.1991. сс217-228, 121, 214, 231-232.

[5]

Там же, с.216

Другие статьи:

Когнитивные и поведенческие вмешательства
Структурный, основанный на сотрудничестве подход, применяемый в когнитивной психотерапии, можно использовать, чтобы помочь пациентам играть более активную роль в решении своих проблем. Даже составление плана сессии может стать упражнением ...

Проведение исследования образа инвалида в сознании женщин по методике СОЧ(И)
Начало исследований по методике СОЧ(И) структуры образа человека (иерархической) включает модифицированную методику «20 определений». Женщинам выдается бумага и перед ними ставится задание объяснить значение слова «инвалид» простыми или сл ...

Влияние музыки на эмоциональную сферу человека.
В искусстве жизненное содержание невозможно выразить внеэмоциональным путем, как невозможно таким путем воспринять заключенное в художественном произведении жизненное богатство. Видный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.Т ...