В первой главе мы подробно рассмотрели понятие «семья», ее функции, структуру и динамику и выявили основные показатели ее крепости – совместимость, сработанность и устойчивость супругов. Основные причины семейных нарушений связаны с помехами в области функций, структуры и динамики семьи, а также с несовместимостью членов семьи.
Все трудности, с которыми сталкивается семья, можно разделить, прежде всего, по длительности и силе их действия[17]:
1. Сверхсильные раздражители. Например: смерть одного из членов семьи, смена социального статуса, внезапное и сильное заболевание и т.п.;
2. Длительные (хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например: физическая и психическая загрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т.п.
Выделяются еще два типа:
1. Трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа). Это психические трудности, которые возникают на границе смены этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни;
2. Трудности, связанные с их суммированием и наложением друг на друга. Например, необходимость практического одновременного решения проблем в начале второго этапа, т.е. после появления в семье первого ребенка: завершение образования, освоение профессии, уход за ребенком, первичное обзаведение имуществом, решение жилищной проблемы.
По источнику возникновения семейные трудности разделяются также на три типа[18]:
1. Связанные с этапами жизненного цикла семьи, т.е. трудности привычные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме: адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком, ведение трудоемкого домашнего хозяйства – на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к семейным кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй – между третьим и седьмым годами существования семьи. Третий происходит между семнадцатью и двадцатью пятью годами.
2. Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла, – это те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребенка.
3. Ситуационные нарушения – это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.п.). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи к тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что семья может обеспечить безопасное будущее).
Самое главное последствие всех этих нарушений – это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое впоследствии еще более углубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и тормозит развитие личности.
Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизующее, интегрирующее воздействие; а иногда – ослабляют семью, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному.
Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение).
Также выделяют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Способствует этому, прежде всего, гибкость взаимоотношений.
Другие статьи:
Депрессия
Депрессия - состояние, согласно профессиональной терминологии, характеризующееся мрачным настроением, подавленностью или печалью, что может быть (однако не всегда) выражением плохого здоровья. В медицинском контексте термин относится к бо ...
Описание методик исследования
Проблемы семьи всегда были в центре внимания социальных психологов. В последние годы как отмечают многие советские социологи и демографы, в развитии института семьи в нашей стране наблюдается ряд негативных явлений – растет число одиноких ...
Характеристика младшего школьного возраста
Возраст от 6–11 лет чрезвычайно важен для психического и социального развития. Во-первых, кардинально изменяется социальный статус – ребенок становиться школьником, что приводит к перестройке всей его системы жизненных отношений.
У него ...