Психологические концепции сознания 18-19вв.

Психология: Статьи и материалы » История исследования сознания » Психологические концепции сознания 18-19вв.

Страница 1

Знаменательно, что именно в восемнадцатом столетии, в Век Разума, произошло второе рождение древних и эзотерических методов врачевания, вхождения в трансовые и измененные состояния сознания, оказавшихся теперь в центре всеобщего внимания.

Особый вклад в развитие концепции сознания связан с нетрадиционными и новаторскими для своего времени психотерапевтическими методами к.18-к.19 вв.

Франц-Антон Месмер, практикующий гипноз («животный магнетизм») психотерапевт 18-го века одним из первых осмелился сделать сознание и психику объектом непосредственного экспериментального исследования.[4] Согласно Месмеру, психические и психосоматические заболевания вызываются неравномерным распределением в организме так называемого «флюида»; воздействуя на больного и вызывая конвульсивные кризы, гипнотизер («магнетизер») добивается гармоничного перераспределения флюида, что и ведет к излечению. Месмер, кроме того, открыл и тщательно исследовал так называемые состояния сомнамбулизма у своих пациентов. Он отмечает, что, выходя из гипнотического транса, пациент удивительным образом теряет память о том, что с ним за это время произошло. В самом же состоянии сомнамбулизма пациент оказывается способным говорить, ходить, совершать те или иные поступки. Отсюда и название этого странного и до сих пор малоизученного психологического явления – «магнетический сомнамбулизм» (в отличии от естественного сомнамбулизма, спонтанно возникающего у некоторых людей). Однако сам Месмер был в большей мере ориентирован на физиологическое объяснение наблюдаемых им явлений и поэтому не уделил должного внимания их психологической разработке. Однако его последователи пошли дальше в вопросах экспериментального изучения необычных явлений сознания.

Среди открытых и исследованных ими психических феноменов можно выделить следующие: амнезия, ясновидение, ярко выраженное перевоплощение в другое лицо, улучшение способности к запоминанию, обострение чувств, многообразные формы галлюцинаций, способность излечивать себя и других и др.

В различные периоды 19-го века исследователи попеременно сосредоточивали свой научный интерес то на наблюдениях, то на терапии, выводя теоретические следствия из обеих форм своей деятельности. До 1889-го года в основном преобладал интерес к тому, как на бодрствующее сознание воздействуют бессознательные влияния. Затем в центре внимания оказались личностные изменения и их объяснение ослаблением внимания (понимаемым как особого рода диссоциация). После открытия случаев чрезвычайно редкого и своеобразного психического заболевания, получившего название «множественная личность», с особым вниманием начинают изучаться феномены раздвоения личности. Интересно заметить, что среди психиатров того времени эта тема стала средоточием всеобщего интереса, почти манией. Казалось возможным полностью свести этот феномен к объяснению через состояние ослабления внимания, это состояние исследовалось крупнейшими учеными того времени. В результате психологи пришли к выводу, что у разных людей при самых различных условиях нормальное

единство сознания распадается: возникают отдельные обособленные, автономные сознания, каждое из которых может обладать своим собственным восприятием, памятью и даже нравственными установками.

Новые психологические знания о тонком исложном механизме раздвоения личности дает изучения феномена внушения, переносящего сознание пациента в его прошлое. Прежде всего было установлено, что все те воспоминания о прошлом, которые кажутся нам забытыми навсегда, поскольку мы не можем вызвать их по нашему желанию, продолжают жить в глубинах нашего сознания.

«Нет абсолютной границы между тем, что

хранится в нашей памяти, и тем, что присутствует

в нашем сознании в данный момент.

За границами этого нашего сознания

есть и воспоминания, и восприятия, и

размышления: то, что мы знаем о себе , -

это лишь небольшая часть того, что мы

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Способы проведения консультирования подростков
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации: - установление контакта с подростком; - запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации; - диаг ...

Предмет и метод психологии труда
Предметом психологии труда является психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности работающего (профессиональные способности) и его взаимодействие с производствен­ной средой. Психологическая сущность трудовой деяте ...

Невроз навязчивых состояний
Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением после тяжёлой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, фобий, повышенной тревоги, угнетённого настроения, различных вегетативных расстройств. Невроз навязчивых состояний вс ...