Способность как индивидуальная особенность личности

Исследования индивидуальных различий людей » Способность как индивидуальная особенность личности

Страница 1

Личность — это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, сти­лем поведения и мировоззрением[9,62].

Важным оценочным компонентом свойств личности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. Как счи­тал Б.М.Теплов, способности — это такие индивидуально-пси­хологические особенности, которые имеют отношение к успеш­ности выполнения одной или нескольких деятельностей. Природ­ной основой различных способностей могут быть разнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. К числу общих способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др. По данным Э.А.Голубевой и ее сотрудников, природные предпосылки социальных способностей образуют сложные системокомплексы. Учеными доказано, что для лингвистических способностей характерны инертность, преобла­дание зрительной памяти и второсигнальных функций. Для ком­муникативных языковых способностей необходимы лабильность, слуховая пайять, преобладание первосигнальных функций. Для му­зыкальных способностей главную роль играют лабильность нервной системы в разных возрастах, высокая чувствительность и домини­рование непроизвольного уровня регуляции[7,89]

Способности — это такие психологические особенность чело­века. от которых зависит успешность приобретения знаний, уме­ний, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся[7,94]

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, по­года и т. д. окажутся благоприятными, способности человека яв­ляются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.

Итак, способности—это индивидуально-психологические осо­бенности личности, являющиеся условиями успешного осуществ­ления данной деятельности и обнаруживающие различия в ди­намике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой получает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности[8,102].

Способности были охарактеризованы как индивидуально-пси­хологические особенности, т. е. такие качества, которым отличается один человек от другого.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структу­ру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее поло­жение, некоторые—вспомогательное. Так, в структуре педагоги­ческих способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комп­лекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью[3,89].

Общие способности или общие качества и явления, к исследованию которых уже приступи­ли психологи. К числу таких общих качеств лич­ности, которые в условиях конкретной деятельности могут высту­пать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей. В трудах И. П. Павлова они были обозначены как «художественный», «мыслительный» и «средний» типы. Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы—образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих обра­зов посредством слова—сигнала сигналов.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Основные этапы развития конфликтологии
Конфликтология начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью социологических исследований. Сегодня как западная, так и отечественная конфликтология все более и более тяготеют к психологии, к психологическ ...

Теория структурного баланса Ф. Хайдера
Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии. Автор теории – Ф. ...

Особенности развития внимания на разных возрастных этапах
Н.Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается уп ...