Влияние гендерного развития на формирование социальной активности слепого и слабовидящего ребенка

Психология: Статьи и материалы » Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью » Влияние гендерного развития на формирование социальной активности слепого и слабовидящего ребенка

Страница 1

Современные тенденции исследования проблемы половой дифференциации, связаны с развитием социально-конструктивистского подхода. В новых социально-экономических условиях развития мирового сообщества происходят нарушения традиционно сложившихся социально-культурных взаимоотношений между мужчинами и женщинам. Результатом этого является возникновение проблемы феминизации и маскулинизации. Особенно ярко выражается это у представителей женского пола, часть которых, считают себя ущемленными, при распределении социальных ролей, и особенно в системе управления государством. Все это вызывает интерес к проблеме гендерной политики на современном этапе. Гендерные различия в современном социуме, изучаются не как продукт и результат деятельности отдельного индивидуума по половому различию, а как процесс идентификация личности.

Исследование гендерных различий охватывает различные периоды исторического развития всех цивилизаций мира. На протяжении многих лет проблемы половой дифференциации рассматриваются с точки зрения отдельного пола и его влияние на развитие способностей (математических, творческих, гуманитарных и др.). Поэтому выше сказанное актуализирует выбранную нами проблему и особенно в области специальной психологии с детьми нарушениями зрения, так как данная проблема незначительна, исследована в тифлопсихологии.

У девочек и мальчиков в современное время формируется особый «кризисный» менталитет в понимании своей социальной роли. Средства массовой информации способствуют созданию и превосходства стереотипа силы, власти (денег, социального положения) не зависимо от принадлежности к полу. Происшедшие изменения приводят к оживлению различных воззрений на стирание половых различий и, как правило, борьба одного с другим, приоритет не равенства, объясняется борьбой против ущемления прав, особенно женского населения. Поэтому возникает различные группы «однополовой» любви.

В отечественной специальной психологии изучением формирования социальной активности у детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, И.Г. Корнилова, Д.М. Маллаев и другие. Однако в этих исследованиях основной акцент делался на развитие коммуникативной деятельности. Поэтому основной проблемой нашего исследования является изучение влияния гендерных различий на формирование социальной активности слепого и слабовидящего ребенка. Проблема влияния гендерных различий на формирование социальной активности в норме и при сенсорном дефекте имеет такие же общие индивидуально-психологические особенности, обуславливающие поведение мальчиков и девочек, в частности зрительной депривации. Но при этом у слепых и слабовидящих имеются специфические закономерности формирования гендерных различий, так как это связанно с тем, что многие социальные роли воспринимается на суженной сенсорной основе.

Проведенное исследование показало, что проблема влияния гендерных различий на формирование социальной активности в норме и при сенсорном дефекте имеет такие же общие индивидуально-психологические особенности, обуславливающие поведение мальчиков и девочек, в частности зрительной депривации. Но при этом у слепых и слабовидящих имеются специфические закономерности формирования гендерных различий, так как это связанно с тем, что многие социальные роли воспринимается на суженной сенсорной основе.

В процессе исследования мы выявили IV уровня социального поведения слепого и слабовидящего ребенка в игровой деятельности:

I уровень характеризуется отсутствием представлений у детей о правилах пов-дения в обществе взрослых и детей, ориентиром на свои потребности и желания, эгоцентризмом, пассивностью и т.д. Как в норме, так и у детей с нарушением зрения, начиная со старшей группы детского сада, исчезает первый уровень поведения, который присущ лишь детям младшего и среднего дошкольного возраста.

II уровень характеризуется знанием правил нравственного поведения, пониманием необходимости подчинения правилам, однако нежеланием считаться с этой необходимостью, протестом против этого. Такое поведение реже характерно для слепых и слабовидящих детей, чем для детей с нормальным зрением. Это объясняется тем, что они более сдержаны и послушны из-за тяжести зрительного дефекта, прислушиваются к мнениям окружающих их взрослых и частично видящих или слабовидящих сверстников и требуют больше внимания к себе с их стороны

Третий уровень социальных отношений характеризуется у детей с нарушением зрения и их, нормально видящих сверстников внутренним согласием, присвоением социального опыта, т.е. они стараются выполнять правила, но их нравственные поступки носят больше пассивный характер. Формальное усвоение их не является определяющим в активном поведении ребенка.

Четвертый уровень, выявил наиболее высокое качество социальной адаптированности у детей в норме и при нарушении зрения в самостоятельной сюжетно-ролевой игре. Социальные нормы и правила поведения становились определяющими и регулирующими позициями детей в сюжетно-ролевых играх

Страницы: 1 2

Другие статьи: