Нарушения внимания

Страница 1

Внимание характеризует динамику избирательного протекания психических процессов, само внимание - не психический процесс, т.к. нет ни продукта, ни предмета.

Модально-неспецифические нарушения внимания:

1) ослабление внимания;

2) сужение объема внимания;

3) снижение концентрации внимания;

4) трудности переключения внимания;

5) истощаемость;

6) лабильность концентрации внимания.

Возможны асимметричные повреждения произвольного и непроизвольного внимания.

Модально-специфические нарушения внимания: проявляются только в одной сфере - игнорирование стимулов определенного типа, причем гностические функции в данной модальности могут оставаться сохранными. Встречается зрительное (слуховое, тактильное, двигательное) одностороннее игнорирование стимулов (звуков, прикосновений, движений) при одновременном предъявлении (дихотическом прослушивании, одновременной стимуляции, одновременных движениях).

Около 70% обычных детей, считающихся здоровыми и обучающиеся в массовой школе, по приблизительной оценке, имеют нарушения внимания. Это может быть связано с самыми разными причинами, в том числе и с медицинскими. Сейчас у детей очень часто встречаются повреждения нервной системы, что обусловлено целым рядом факторов: это и неблагоприятная экология, и плохое здоровье матерей (патология беременности и родов). Все это сказывается на развитии плода. В результате возникают повреждения нервной системы, влекущие за собой те или иные нарушения в развитии ребенка. Нередко одним из таких нарушений является недостаточность такой психической функции, как внимание. Выявляется это чаще всего при увеличении нагрузок на ребенка. В его обычной жизни, вне школьной деятельности, это нарушение может никак не проявляться. Но при поступлении в школу или детский сад, где проводятся регулярные занятия с детьми, нарушение внимания становится очевидным. Детей с нарушением внимания много во всех странах. Но в нашей стране, где немало социальных сирот, ситуация особенная. И здесь мы видим целый комплекс причин, вызывающих разнообразные патологии психического развития. Особенно хочется отметить вредоносное влияние алкогольных напитков, которые употребляются во время беременности. Как это ни ужасно звучит, но такие случаи в наше время встречаются довольно часто. Даже небольшое количество пива, выпитое будущей мамой, способно привести к развитию фетального алкогольного синдрома плода.

Существует целый ряд нарушений в развитии детей, требующих медицинской коррекции. Психологи должны уметь распознавать их и рекомендовать родителям проконсультироваться у врача. Сейчас очень широко распространен гипердинамический синдром с нарушением активного внимания. Чаще он встречается у мальчиков. Есть данные, что это нарушение имеется у 30% из них. У девочек эта патология встречается реже.

Гиперактивность проявляется в двигательной расторможенности, неусидчивости, непоседливости, импульсивности. Такие дети не могут играть в тихие игры, часто чрезвычайно говорливы, перебивают других или встревают в чужой разговор. Они забывчивы. Нередко такие дети не слышат, когда к ним обращаются, или отвечают на вопрос, не дослушав его. В школьной деятельности они с трудом сосредотачиваются на задании, неорганизованны, часто отвлекаются на внешние раздражители, избегают заданий, требующих сосредоточения, нередко теряют школьные принадлежности.

Другое, достаточно распространенное нарушение – церебрастенический синдром. Эта патология проявляется в двух вариантах. Один из них – астенический. Основное его проявление – повышенная утомляемость или истощаемость ребенка при психических и школьных нагрузках. Ребенок становится вялым, малоподвижным, он бледнеет, старается прилечь. Другой вариант развития синдрома – по гипердинамическому типу, когда на фоне усталости ребенок становится перевозбужденным, двигательно расторможенным. Про таких говорят: завелся. Он и не может остановиться, пока дело не дойдет до скандала. И в первом и во втором случае страдает внимание ребенка.

При перечисленных симптомах ребенка надо показать врачу, поскольку эти нарушения компенсируются не только психологически. Здесь нужна и медикаментозная коррекция.

Кроме того, существуют и поведенческие особенности ребенка, которые должны насторожить психолога. Речь идет о неадекватных эмоциональных проявлениях: постоянно повышенное или пониженное настроение, повышенная возбудимость, беспричинная обидчивость, апатичность, холодность, безучастность. Должно обеспокоить наличие страхов, тревоги, странных высказываний, нарушение психического созревания с отставанием или диспропорциональным развитием.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Деятельность как базовое основание
Проблема деятельности волновала ученых как никакая другая. Исследования деятельности проводились как в теоретическом, так и эмпирическом планах и были направлены на изучение как общих вопросов, так и различных конкретных видов деятельност ...

Поведенческие проявления
Внимательный психотерапевт может отметить потенциальные признаки нарциссизма на основе своего первого впечатления от нового пациента. Часто новые пациенты демонстрируют претензии на особые права тем, что подробно договариваются о первом п ...

Организация и проведение исследования
Целью данного этапа экспериментального исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста, с последующей коррекцией по средством ролевых игр. Также, попытаемся найти связь тревожности с неблагополучным типом с ...