Теоретические основы исследования. Основные понятия.

Психология: Статьи и материалы » Конфликтный потенциал личности » Теоретические основы исследования. Основные понятия.

Страница 4

Конфликты в общении - это особые ситуации в общении, которые также соответствуют вышеперечисленным характеристикам.

Конфликт это одновременно и состояние и процесс.

Конфликты в общении носят комплексный характер, детерминируются как индивидуальными, так и социальными факторами и характеризуются, прежде всего, нравственным содержанием: именно нравственные параметры определяют, в конечном счете, их возникновение, протекание или даже разрешение.

Можно согласиться с К. А. Абульхановой-Славской (1981) в утверждении о том что " .нет общения, состоящего только из согласия, сочувствия, симпатии и доверия, поскольку каждое из человеческих отношений в процессе своего построения проходит через противоречия".

По мнению В.Г. Каменской основными признаками конфликта являются:

1) вскрывающиеся противоречия либо в мотивационной структуре индивида, либо в системе интересов социальной группы;

2) необходимость осуществления выбора и соответствующего отказа от альтернативной возможности.

Однако полная характеристика конфликта требует упомянуть еще об одном, третьем

признаке, считает Каменская В.Г., который до настоящего времени оставался без внимания со стороны специалистов. Это неопределенность и непредсказуемость исхода любого конфликта. До развития и разрешения конфликтной ситуации невозможно заранее точно предсказать, чем же завершится данный конфликт.

Любой конфликт всегда выступает как разрыв непрерывности субъективной или социальной жизни группы, после которого может быть осуществлено несколько вариантов дальнейшего развития, некоторые пути которого могут быть прогрессивными, а иные - нет. Всякий острый конфликт - это бифуркация, которая в момент своего развития может привести к совершенно неожиданному повороту развития событий. Индивид, имеющий определенный конфликтный опыт, знает о подобной возможности, отчего неопределенность и неизвестность порождает в нем интенсивное эмоциональное переживание.

Исходя из этого, Каменская В.Г. указывает на четвертый признак конфликта: обязательное эмоциональное напряжение, сопровождающее практически все конфликтные ситуации. Как правило, эмоции, развивающиеся в конфликте, имеют отрицательный знак - раздражение, злобу, тревогу, страх. Они связаны с активно и пассивно оборонительным поведением, что обычно сопровождается серьезными физиологическими и психическими изменениями в организме человека, участвующего в конфликте.

Перечисленные признаки не рядоположены, они образуют определенную систему отношений. Среди рассмотренных признаков несомненным приоритетом обладает противоречие либо в социальных отношениях, либо в структуре мотиваций индивида. Наличие противоречий определяет в целом начало и развитие конфликта. Разрешение "пусковых" противоречий в ходе конфликтной ситуации порождает принципиальную непредсказуемость исхода любого конфликта, который определяется как системой дейстацрдих мотивов участников конфликта, так и средовыми обсщюеяьствами. Чем неопределеннее ситуация, чем выше субъективная значимость конфликтной ситуации, тем острее и болезненнее эмоциональные переживания, которые наиболее травматичны в случае отрицательного для участников результата. Другими словами, эмоциональное состояние и модус переживания интенсивность и знак (положительный или отрицательный) можно рассматривать как производные признаки от содержания противоречий как движущих сил конфликта (Каменская В.Г., 1999).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Причины заикания
Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно дет ...

Результаты исследования и их анализ
В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов. Как видно из этой таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набран ...

Восприятие времени в музыке.
Закономерности восприятия «музыкального времени» при всей своей специфике являются отражением общепсихологических законов восприятия времени. Согласно одному из этих законов, время заполненное кажется коротким в переживании, длинными – в ...