Теоретические основы исследования. Основные понятия.

Психология: Статьи и материалы » Конфликтный потенциал личности » Теоретические основы исследования. Основные понятия.

Страница 5

Анализ операционных понятий конфликта, которыми пользуются исследователи, позволяет выявить наиболее общие признаки в понимании конфликта. В исследованиях Бородкина Ф.М. и Коряк Н.М. были выделены следующие составляющие конфликта:

Конфликтная ситуация (база конфликта) - существует объект конфликта, существуют участники будущего конфликта, но самого конфликта еще нет, нет открытых столкновений.

Оппонентами в конфликтной ситуации выступают любые сложные образования, состоящие из отдельных лиц, групп, подразделений, организаций. Чтобы конфликт произошел., нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называют инцидент. Следовательно, конфликт - это конфликтная ситуация плюс инцидент (Бородкин Ф.М., Коряк Г.А., 1989). К общим признакам конфликта относят наличие специфического эмоционального состояния и переживания участников.

Межличностные конфликты рассматриваются как сложное образование, поэтому для их описания необходимо выделить круг понятий, способных полно охарактеризовать конфликты.

Петровская предлагает анализировать межличностные конфликты в рамках четырех факторов: структура конфликта, динамика его развития, функции и типология конфликта (Петровская Л.А., 1977). Структуру конфликта характеризуют следующие понятия:

- участники конфликта,

-условия протекания,

-образы конфликтной ситуации,

-возможные действия участников конфликта,

-исходы конфликтных действий. Рассмотрим каждое понятие. Участниками конфликта могут являться личности или группы людей. На возникновение и развитие конфликта существенно влияют характер участников, их эмоциональное состояние. Помимо этого конфликт зависит от социально-психологической среды, в которой он произошел. Для определения условий протекания конфликта выделены три важнейших характеристики:

1. Пространственно-временная (место осуществления конфликта и время, в течение которого он может быть разрешен)

2. Социально-психологическая (психологический климат в конфликтующей группе, тип и уровень общения, степень конфронтации и состояние участников конфликта)

3. Социальная (вовлеченность в противоречие интересов различных

социальных групп: семейных, профессиональных).

Раскрывая понятие образов конфликтной ситуации Л,А. Петровская выделяет:

1. Представления участников противоречия о своих возможностях, ценностях, потребностях

2. Их представления о противоположной стороне в конфликте

3. Представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Возможные действия участников конфликта классифицируются следующим

1. По характеру действий (наступательные, оборонительные, нейтральные)

2. По степени активности в их осуществлении (активные - пассивные, инициирующие - ответные )

3. По направленности этих действий (на оппонента, на самого себя, к третьим лицам).

Всякий конфликт представляет собой процесс, поэтому конфликты необходимо рассматривать в динамике. При этом выделяются четыре основные стадии развития конфликтов:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другие статьи:

Классификация стилей учительского влияния на развитие личности ребёнка
Петровский А.В. и Петровский В.А. в созданной ими теории персонализации описали механизм этого влияния. По их мнению, личность, обладающая более яркими, чем у окружающих, проявлениями индивидуально-психологических качеств, транслирует их ...

Общая характеристика профессионального стресса
Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков [15; с.132]. Специалисты в области стресса считают, что длительный стресс, связанный с х ...

Задержка психического развития
В современном значении "задержка психического развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). То есть, это состояние зам ...