Как отмечалось выше, семья, в частности, внутрисемейные отношения, имеют различные составляющие, аспекты и уровни проявлений. Среди указанного разнообразия необходимо выделять ключевые доминанты, определяющие различные характеристики семьи. К таким основным характеристикам семьи относятся: совместимость, срабатываемость членов семьи, уровень развития межличностных отношений ее участников.
Перечисленные параметры семьи могут исследоваться различными методами.
Диагностика эффективности психокоррекционной работы может быть осуществлена на основе субъективных и объективных методик. Субъективные методики представлены отчетами испытуемых о проделанной работе: эссе, сочинения, беседы и т.д. Объективные методы – специально разработанные задания, предназначенные для диагностики определенных психологических качеств. Выбор диагностических методик должен быть основан на следующих критериях: валидность, орудийность, операциональность, надежность.
Для оценки эффективности психокоррекционной работы необходима диагностика межличностных отношений, семейных отношений, самоотношения и социально-ролевых отношений.
Диагностику следует проводить до и после проведения психокоррекционной работы. Сравнительный анализ позволяет выявить динамику значимых переменных.
Существуют следующие виды и способы диагностики:
I. Диагностика самоотношения.
1. Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса.
Личностный опросник, направленный на измерение самосознания. Предназначен для обследования детей в возрасте от 8 до 16 лет.
Опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утверждений относительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пункты построены в виде утверждений, на которые требуется ответить либо «Да», либо «Нет».
2. Опросник самоотношения.
Личностный опросник, направленный на исследование комплекса факторов отношения к себе. Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений, включает 4 шкалы:
· Самоуважение – отражает аспекты самоотношения к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможности контролировать свою жизнь, степень веры в свои силы.
· Аутосимпатия – шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную самооценку. На негативном полюсе – видение в себе преимущественно недостатков, низкую самооценку, склонность к самообвинению.
· Самоинтерес – отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других.
· Ожидаемое отношение от окружающих.
3. Шкала Я- концепции Теннесси.
Опросник, предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов, направленных на анализ Я – концепции и 10 пунктов шкалы лжи. С его помощью можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфические формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д.
4. Шкала самоуважения Розенберга.
Опросник для подростков, выявляющий глобальное самоотношение. Состоит из 10 утверждений и может применяться с целью экспресс-диагностики самоотношения.
5. Тест двадцати утверждений на самоотношение.
Техника, основанная на использовании нестандартизованного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?». Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике. Анализ проводится на основе следующих выделенных категорий: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка.
6. Экспрессивная проективная методика рисования человека, разработанная К. Маховер.
Испытуемому предлагается нарисовать человека. Важны графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение, такие, как пол, форма частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования и т.д.
II. Диагностика специфики межличностных отношений.
Другие статьи:
Классические теории ассоциативной психологии
В начале ХIХ в.
ассоциативная психология приобрела законченный, канонический характер, развиваясь в русле законов, заложенных психологами предыдущего поколения, прежде всего Гартли. Исследования психики и новые открытия, сделанные в этот ...
Отдел главного конструктора – отдел главного
технолога
Зачастую конструкторские разработки вызывают большие затруднения у технологов при проектировании технологических процессов, инструмента и остатки для изготовления деталей и узлов, а возможности действующих технологий тормозят внедрение в ...
Исследование особенностей психологической адаптации
К числу важнейших характеристик личности, оказывающих регулирующее влияние на поведение человека, относятся, как следует из обзора литературных данных, уровень субъективного контроля (интернальность) и уровень тревожности.
Для оценки инт ...