Методы исследования семейных отношений

Исследование отношений в семье » Методы исследования семейных отношений

Страница 2

1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Методика предназначена для исследования представлений человека о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

2. Методика «Q – сортировка» В. Стефансона.

Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и «избегание борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей – социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

3. Социометрический тест.

Исследует субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определённым сферам. На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплочённость группы и т.д.

4. Методики наблюдения и экспертной оценки. Ситуационный тест.

Методики исследования межличностных отношений, в которых акцент делается на объективное и обширное описание интерпретации, что впоследствии интерпретируется, исходя из определённых теоретических воззрений.

III. Диагностика семейных отношений.

1. Методика незаконченных предложений:

· Для меня семья это…

· Родители относятся ко мне, как к…

· Родители нужны мне…

· Все родители…

· Когда собирается вся семья я чувствую…

2. Методика «Завершение истории».

3. Сочинение на тему «Зачем мне родители?»

4. Сочинение на тему «Моя семья».

IV. Диагностика производственных и социально-ролевых отношений.

1. Методика незаконченных предложений:

2. Методика «Завершение истории».

3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

На завершающем этапе возможно проведение экспресс-диагностики всей психокоррекционной работы, которая представлена двадцатью незаконченными предложениями. Каждое незаконченное предложение в своем начале отражает проблематику каждого аспекта какого-либо вида отношений. Участников просят завершить это предложения, что позволяет собрать материал каждого занятия.

1. Люди по отношению друг к другу должны…

2. Деньги являются для людей …

3. По отношению к близким людям я чувствую…

4. Основным принципом в отношении с другими людьми является…

5. Когда я работаю, я чувствую…

6. Моя семья обращается со мной, как с…

7. Большинство известных мне семей…

8. Родители дают мне деньги тогда, когда…

9. Отношения на производстве строятся …

10. Любой труд должен …

11. Работа для меня это…

12. По отношению к своим родителям я чувствую …

13. Все люди …

14. Отношения людей можно регулировать с помощью …

15. Зарабатывать деньги мне помогает…

16. По отношению к людям я чувствую…

17. Когда я соблюдаю законы, я…

18. Те деньги, которые у меня есть, я трачу …

19. По отношению к себе я чувствую …

20. К себе нужно относиться …

Основные методы коррекции семейных отношений будут рассмотрены в следующем параграфе.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Переживание одиночества в разных возрастах
Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками как норма. Об этом говорят в своих работах Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко, А.С. Белкин, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко. ...

Психофизиолгические особенности темперамента
Первая попытка разделить людей по темпераменту на группы принад­лежит Гиппократу, который описал четыре наиболее часто встречающиеся темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик, объясняя природу индивидуальных особенностей по ...

Групповые нормы
Функционирование и развитие группы невозможно без норм и правил внутреннего общения. Государственные нормы складываются спонтанно в процессе взаимодействия и представляют систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они форм ...