Научные и околонаучные исследования сознания в новое время

Психология: Статьи и материалы » История исследования сознания » Научные и околонаучные исследования сознания в новое время

Страница 3

Другое важное открытие – учение об ассоциациях как специфическом способе связи переживаний сознания и учение о разных типах внутренней рефлексии сознания, в актах которой оно способно воспринимать само себя в абсолютно адекватной форме, не искаженной восприятиями внешнего мира. Благодаря последнему открытию в современной психологии активно применяется метод интроспекции (самонаблюдения), с помощью которого субъект имеет возможность получать адекватные данные о процессах своей собственной психики, строя на этой основе теоретические умозаключения всеобщего характера…

Среди ученых Нового времени, так или иначе посвятивших себя изучению проблемы сознания, особняком стоит барон Эммануэль Сведенборг (1688-1772).

Он начал с того, что сделал обзор всех современных ему знаний в области психологии, опубликовав его впоследствии в нескольких томах. Затем он начал записывать и толковать собственные сны. Кроме того, Сведенборг разработал собственную технику задержки дыхания и напряженного сосредоточения внимания вовнутрь сознания, которая в своих основных чертах схожа с аналогичной техникой древнеиндийских йогов. Последнее дало ему возможность наблюдать тонкие символообразующие процессы сознания. Он также тщательно исследовал гипногогические состояния, которые можно охарактеризовать как «нейтральную полосу» между сном и бодрствованием, в которой сознание творит свои наиболее фантастические образы.

По мере того, как он усиливал этот процесс, он начал чувствовать, будто бы в его внутренних состояниях присутствуют другие существа. Такое чувство является обычным для гипнагогического состояния. Однако Сведенборгу эти случайные и мимолетные проникновения «в иной мир» принесли совершенно неожиданные плоды. Начиная с этого момента Сведенборг, как он утверждал, находился в непрерывном контакте с миром духов. Пребывая в бодрствующем и абсолютно вменяемом состоянии, он исследовал обширные области «рая» и «ада», вступая в долгие и обстоятельные беседы с «ангелами» и «духами».

Логично предположить, что на этой точке своего развития Сведенборг просто лишился рассудка. Однако на протяжении всей своей жизни он никогда не выказывал ни малейших признаков умственного расстройства, окружающие также неизменно находили его абсолютно здоровым психически. И тем не менее за этот 27-летний период он написал 282 работы, где подробнейшим образом изложил весь опыт своих внутренних исследований.

С целью дискредитации феномена Сведенборга его изучением занимался великий немецкий философ Иммануил Кант. Он, однако, не смог объяснить хорошо задокументированный случай, имевший место в 1756-м году, когда Сведенборг, сам будучи в одном городе, «ясновидел» и подробно описывал пожар, бушующий в это время в другом городе за триста миль.

В стороне от строгих научных исследований сознания находится также великий немецкий поэт и драматург Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832).

Большим владом Гете в развитие психических исследований стало осознание им того факта, что архетипические импульсы, которые являются в том числе источниками и его собственной поэзии, и первичные идеи, которые, с другой стороны, проявляются в мире природы, представляют собой единое целое. Гете предчувствовал, что, подобно тому, как он был способен, воспринимая в себя эти архетипы, воплощать их затем в поэзию,точно также можно было, воспользовавшись воспринимающей способностью своего мышления, достичь научного понимания Идей, присущих внешней природе. Для этого, однако, необходимо было развить свой чувственный опыт до уровня духовного созерцания.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Оценка с точки зрения когнитивной психотерапии
Первый шаг при когнитивной оценке случая предполагает выявление автоматических мыслей, которые служат отличительным признаком этого расстройства. Тогда как оценка других расстройств личности с точки зрения когнитивной психотерапии сосредо ...

Оценка деловых и личностных качеств менеджера
Необходимость оценки деловых качеств руководителя возникает не только при аттестации либо определении степени соответствия того или ино - го работника занимаемой должности. Она требуется также при формирова - нии резерва руководителей или ...

К вопросу о понимании школьниками учебных текстов
Большое значение в процессе обучения имеет проблема понимания школьниками учебных текстов. Работа с текстом является особо важной частью учебного процесса, поэтому научный анализ понимания текстов приобретает первостепенное значение. Акту ...