Заключение

В ходе работы нами были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Мы изучили литературу по теме исследования, рассмотрели теоретические аспекты проблемы.

Подобрали методики для исследования ценностных ориентаций у студентов.

Провели сравнительный анализ результатов исследования и сформулировали выводы.

Нами был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, и согласно данному анализу выделено определение понятия ценностных ориентаций. Ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [37, с.148].

Также нами были изучены: место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии, и дана психологическая характеристика студенчества.

В результате анкетирования, было выявлено, что по значимости жизненных ценностей, ценность «семья» находится на первом месте; на втором месте – ценность «самосовершенствование»; на третьем месте оказалась ценность «здоровье».

Основной причиной побудившей большее число испытуемых к поступлению в ВУЗ, была возможность повысить свой интеллектуальный уровень.

Результаты анкетирования показали что по сравнению с 3 курсом спустя год, уменьшилось число студентов планирующих применить полученные знания на практике на 5%; не определившихся в выборе профессии стало на 5% меньше; уверенных, что не будут работать по данной профессии стало на 10% больше.

Исследования ценностных ориентаций по методике М. Рокича у студентов педагогического ВУЗа позволили нам сделать следующие выводы: первое место в списке предпочитаемых испытуемыми терминальных ценностей

абсолютно доминируют следующие ценности:

1). здоровье (физическое и психическое);

2). счастливая семейная жизнь;

3). уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Такие потребности как: активная деятельная жизнь; наличие хороших и верных друзей; познание; свобода, на втором этапе исследования потеряли свою значимость.

В иерархии инструментальных ценностей

абсолютно доминируют следующие ценности:

1). жизнерадостность (чувство юмора);

2). воспитанность (хорошие манеры).

Третье ранговое место разделили такие ценности как:

– честность (правдивость, искренность);

– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).

В целом, у студентов четвертого курса вполне сложилась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе. Необходимо также организовывать образовательный процесс в соответствии с требованиями рынка, то есть быть более практико-ориентированным. В этом случае образование станет более конкурентоспособным, а у студентов будет меньше внутренних конфликтов.

В ходе проведенного экспериментального исследования нами было выявлено, что по методике «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина доминирующими в иерархии жизненных ценностей для испытуемых оказались следующие ценности:

ценность «Развитие себя» - испытуемые стремятся получать объективную информацию об особенностях своего характера, способностях, других характеристиках своей личности. Респонденты стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти неограниченны и что в первую очередь, в жизни необходимо добиться наиболее полной их реализации, они серьезно относятся к своим обязанностям, компетентны в делах, снисходительны к людям и их недостаткам, требовательны к себе.

Ценность «Достижение» - испытуемые стремятся к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное - добиться этих целей. Часто большое количество жизненных достижений служит для них основанием для высокой самооценки.

Таким образом, задачи, поставленные в работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.

Другие статьи:

Требования профессии к личности педагога
Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где о ...

Типы одиночества
В литературе по проблеме одиночества высказано много всевозможных предположений о типологиях этого состояния. Различия между типологиями проводятся по трем основным измерениям, касающимся оценки индивидом его (ее) социального положения, т ...

Внимание как психологический феномен
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самосто ...