В психологической литературе Титченер отметил уже переход произвольного внимания в непроизвольное, когда наряду с "первичным" непроизвольным и "вторичным" произвольным вниманием он говорил еще о третьей стадии в развитии внимания, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию. Геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома; удар грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас. При решении задачи мы также продолжаем быть внимательными, но мы должны сами удерживать наше внимание, - это вторичное внимание. Но существует еще третья стадия развития: она является, по Титченеру, возвращением к первой стадии. "Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаемся ей, и в скором времени проблема приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имел удар грома в момент его появления в сознании". "Трудности преодолены, конкуренты устранены, и рассеянность исчезла". "Психологический процесс внимания вначале прост, затем он становится сложным, именно в случаях колебания, размышления он достигает очень высокой степени сложности. Наконец он снова упрощается". Однако эта третья стадия не является возвращением к первой. Она представляет все же разновидность произвольного внимания, - хотя для поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий - потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Именно это - а не наличие большего или меньшего усилия - является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания сознательно регулируемого.
Другие статьи:
Теоретические аспекты развития интеллектуальных способностей младших
школьников
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит интеллектуализация всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятел ...
Альтернативные убеждения
- Будьте проще. Обычные вещи могут быть очень приятны.
- Можно быть человеком, подобным каждому, и тем не менее быть уникальным.
- Может быть выгодно играть в команде.
- Я могу наслаждаться своей похожестью на других, вместо того чтобы ...
Организация и методы исследования локуса контроля
Целью исследования является определение уровня субъективного контроля у детей, воспитывающихся в семьях алкоголиков,
и в обычных семьях.
Для достижения поставленной цели мы определили задачи:
1. Используя методику исследования уровня с ...