Групповая сплоченность как процесс групповой динамики

Психология: Статьи и материалы » Исследование феноменологии малой группы » Групповая сплоченность как процесс групповой динамики

Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Именно сплоченность группы обеспечивает ее развитие как коллектива. Доказано, что для сплоченной группы, коллектива характерно «Мы-чувство», особая групповая идентичность. Степень групповой сплоченности показывает уровень развития группы, близость ее к коллективному уровню. А.В.Петровский выделяет несколько уровней развития группы, принимая во внимание критерий сплоченности: диффузная группа (наименее сплоченная), ассоциация (более сплоченная), кооперация (сплоченность на основе личных интересов, эффективное достижение которых возможно при совместных усилиях), корпорация (превалирование личных интересов, примерно одинаково направленных; непременным признаком корпорации является внутренняя конкуренция); коллектив (сплоченность на основе совместной деятельности и эмоционально богатого общения).

Основными свойствами сплоченной группы являются:

1) привлекательность членов группы друг для друга;

2) сходство между участниками группы, например в ценностях;

3) соответствие групповых целей потребно­стям членов группы, четкость их постановки, успех группы в их достижении;

4) своеобразие взаимосвязи членов группы;

5) удовлетворенность групповой деятельностью;

6) действительное участие индивидов в выработке групповых решений;

7) доброжелательная групповая атмосфера.

Психологическое обеспечение сплоченности группы вызвано практической необходимостью. Психологическое обеспечение предполагает, во-первых, знание и учет концептуальных, теоретических основ работы с группой, а во-вторых, использование практического опыта по сплочению группы.

Важнейшими концептуальными основами будут выступать:

1) редставления Л. Фестингера, согласно которому спло­ченность определяется как «сумма всех сил, действующих на чле­нов группы, чтобы удерживать их в ней» и анализируется на основе частоты и прочности комму­никативных связей, обнаруживаемых в группе. «Силы» понимаются либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе.

2) редставления Т. Ньюкома о сплоченности через осо­бое понятие «согласия», лежащего в основе возникновения сходных ориента­ций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям.

3) тратометрическая концепция А.В. Петровского, предполагающая, что различные уровни развития сплоченности, могут быть соотнесены с уровнями развития, интеграции группы в целом. На первом уровне (что соответству­ет поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплочен­ность выражается развитием эмоциональных кон­тактов. На втором уровне (что соответствует второму слою – ценностно-ориентационному единству) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это вы­ражается в совпадении у членов группы основной системы цен­ностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригруппо­вых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять об­щие цели групповой деятельности.

4) Социометрическая концепция Я.Морено, гласящая, что сплоченность зависит от симпатий-антипатий людей в группе.

Важнейшими практическими основами обеспечения групповой сплоченности будут выступать:

1) Разнообразные методы и приемы организации совместно разделенной деятельности между членами группы, принятие и стремление их к одной общей цели;

2) Разнообразные приемы и методы организации общения, эмоционально удовлетворительного для всех членов группы, коллектива. Если речь идет о детском коллективе, то важно привитие детям культурных способов общения, уважения к одноклассникам;

3) Специальные мероприятия, например, тернинговые, открывающие возможности для лучшего взаимопонимания, выработки навыков эффективного коммуницирования, выдвижение новых целей совместной деятельности и осмысления старых.

Другие статьи:

Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога
В настоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, но и подростки и даже младшие школьники. С каждым годом значимость этих экзаменов, в том числе и субъективная, становится все выше. Умению сдавать экзамены, как ни странн ...

Обсессивно-компульсивное расстройство личности
В современной западной культуре обсессивно-компульсивное расстройство личности (ОКРЛ) довольно распространено, особенно среди мужчин (АРА, 1987). Отчасти это вызвано тем, что общество ценит умеренное выражение некоторых свойств этого стил ...

Пограничное расстройство личности
Джоан, женщина около 35 лет, обратилась с просьбой о психотерапии. Она сказала, что ее основная проблема состоит в том, что она только что закончила аспирантуру, но у нее нет никакой мотивации для поиска работы. Она сознавала, что должна ...