Групповая сплоченность как процесс групповой динамики

Психология: Статьи и материалы » Исследование феноменологии малой группы » Групповая сплоченность как процесс групповой динамики

Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Именно сплоченность группы обеспечивает ее развитие как коллектива. Доказано, что для сплоченной группы, коллектива характерно «Мы-чувство», особая групповая идентичность. Степень групповой сплоченности показывает уровень развития группы, близость ее к коллективному уровню. А.В.Петровский выделяет несколько уровней развития группы, принимая во внимание критерий сплоченности: диффузная группа (наименее сплоченная), ассоциация (более сплоченная), кооперация (сплоченность на основе личных интересов, эффективное достижение которых возможно при совместных усилиях), корпорация (превалирование личных интересов, примерно одинаково направленных; непременным признаком корпорации является внутренняя конкуренция); коллектив (сплоченность на основе совместной деятельности и эмоционально богатого общения).

Основными свойствами сплоченной группы являются:

1) привлекательность членов группы друг для друга;

2) сходство между участниками группы, например в ценностях;

3) соответствие групповых целей потребно­стям членов группы, четкость их постановки, успех группы в их достижении;

4) своеобразие взаимосвязи членов группы;

5) удовлетворенность групповой деятельностью;

6) действительное участие индивидов в выработке групповых решений;

7) доброжелательная групповая атмосфера.

Психологическое обеспечение сплоченности группы вызвано практической необходимостью. Психологическое обеспечение предполагает, во-первых, знание и учет концептуальных, теоретических основ работы с группой, а во-вторых, использование практического опыта по сплочению группы.

Важнейшими концептуальными основами будут выступать:

1) редставления Л. Фестингера, согласно которому спло­ченность определяется как «сумма всех сил, действующих на чле­нов группы, чтобы удерживать их в ней» и анализируется на основе частоты и прочности комму­никативных связей, обнаруживаемых в группе. «Силы» понимаются либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе.

2) редставления Т. Ньюкома о сплоченности через осо­бое понятие «согласия», лежащего в основе возникновения сходных ориента­ций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям.

3) тратометрическая концепция А.В. Петровского, предполагающая, что различные уровни развития сплоченности, могут быть соотнесены с уровнями развития, интеграции группы в целом. На первом уровне (что соответству­ет поверхностному слою внутригрупповых отношений) сплочен­ность выражается развитием эмоциональных кон­тактов. На втором уровне (что соответствует второму слою – ценностно-ориентационному единству) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это вы­ражается в совпадении у членов группы основной системы цен­ностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне (что соответствует «ядерному» слою внутригруппо­вых отношений) интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять об­щие цели групповой деятельности.

4) Социометрическая концепция Я.Морено, гласящая, что сплоченность зависит от симпатий-антипатий людей в группе.

Важнейшими практическими основами обеспечения групповой сплоченности будут выступать:

1) Разнообразные методы и приемы организации совместно разделенной деятельности между членами группы, принятие и стремление их к одной общей цели;

2) Разнообразные приемы и методы организации общения, эмоционально удовлетворительного для всех членов группы, коллектива. Если речь идет о детском коллективе, то важно привитие детям культурных способов общения, уважения к одноклассникам;

3) Специальные мероприятия, например, тернинговые, открывающие возможности для лучшего взаимопонимания, выработки навыков эффективного коммуницирования, выдвижение новых целей совместной деятельности и осмысления старых.

Другие статьи:

Предмет истории психологии
Предмет история психологии - это изучение изменений в представлениях ученых о психологических феноменах, предмете психологии, методах, о структуре самой науки. Психология как наука начинается с понятия "душа", но, несмотря на т ...

Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации» личности
Ценности каждого человека - это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценн ...

Методы исследования.
1. Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд). Для диагностики социально-психологической адаптации использовалась методика К. Роджерса и Р. Даймонда. Личностный опросник предназначен для изучения особенностей ...