Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура

Психология: Статьи и материалы » Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг » Методика библиотерапии и библиотерапевтическая рецептура

Страница 1

Литература и искусство в наше время становятся всё более мощными и перспективными средствами в психотерапии, как вследствие собственного развития, накопления ценностей, опыты, методов воздействия на человека, так и вследствие большей подготовленности современного человека к восприятию этих ценностей и воздействий всё более обширным образованием и образом жизни. С распространением литературы и врачи, и сами пациенты начинают использовать чтение в лечебных целях: для отвлечения от тяжёлых переживаний, получения информации, изменения стереотипов мышления и др. Термин «библиотерапия» впервые применил в 1916 году Samuel Mc. Chod Crothers. В России пользовались влиянием литературы на больных И.Е. Дядьковский (1784-1841), С.С. Корсаков(1854-1900), В.М.Бехтерев(1857-1927) и др.

Библиотерапия- лечебное воздействие на больного с помощью чтения, литературы в целях нормализации или оптимизации его психических, а через них физиологических и биологических процессов организма. Лечебное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные болезненно изменённые (для их нормализации) или нормальные (для уравновешивания ими болезненных) психические процессы, состояния, свойства личности.[1] Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства больного, для установления его душевного равновесия. Преимущества библиотерапии составляют: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др. Лечебное чтение должно входить в общую систему психотерапии как часть её комплекса.В системе психотерапии, осуществляемой врачом, воздействие посредством чтения может и должно возлагаться на библиотекаря-педагога, специалиста по психологии чтения. Единственно правомочным лицом, определяющим необходимость применения этого метода у данного больного, является психотерапевт. Он направляет больного в кабинет библиотерапии для получения специально подобранных книг. Библиотерапевт изучает уровень больного, круг его читательских интересов, ориентируется в характере болезненной переработки больным читаемого материала путём психологических тестов. Такое дополнительное исследование и определяет собственную библиопедическую тактику в ориентировочной схеме подбора литературы. Облегчая работу больного лучше рекомендовать ему конкретные книги с конкретными заданиями типа автодиагностики и тренажа: « Вы должны сравнить себя с основными героями произведения. В чём он выгодно отличается от Вас? В чём Вы? Что общего в ваших ситуациях?» Или: «Вы должны из этой книги выбрать мысли, афоризмы, которыми до сих пор пользовались в своей жизни, и те, которыми было бы разумнее руководствоваться, те, которыми руководствуется большинство…Сравните их…Выберите афоризмы, которыми Вы могли бы защищаться в большинстве трудных ситуаций. Научитесь превращать драматическую ситуацию в юмористическую».

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Характеристика конфликта как этапа развития коллектива
Обычно в социальной психологии выделяют четыре стадии развития коллектива, различающимися между собой уровнями социальной зрелости. Первая стадия – стадия формирования коллектива, она связана с взаимным принятием работниками друг друга. ...

Основные психологические школы
В начале XX кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте, когда сформировалась поведенческая психология – рефлексология в России и бихевиоризм в Америке, потому что поведенческая психология, выдвинув поведение как предмет психоло ...

Особенности подросткового возраста
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Нарушения раз ...