Влияние французской революции на развитие учения о слабоумии

Психология: Статьи и материалы » История становления учения по проблеме "умственная отсталость" » Влияние французской революции на развитие учения о слабоумии

18век – французская революция

дала начало новой исторической эпохе. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие во всех областях знаний. С XVIII в. началось изучение и анализ выраженных нарушений умственного развития (психиатры -Ж.Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А.Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл).Основной задачей было определить связь интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценить глубину этих нарушений.

Первые попытки гуманного отношения к душевнобольным, а также научного подхода к этим заболеваниям были предприняты французским врачом-психиатром Филиппом Пинелем

(1745-1826). Он впервые снял цепи с душевнобольных в психиатрических лечебницах. Новый принцип «долой притеснения» установил между врачами и больными более доверительные отношения. Это создало условия для более глубокого изучения душевнобольных. Пинель дал свою классификацию душевных болезней, где тупоумие и идиотию он рассмотрел как две особые формы психозов. Пинель – первый психиатр, рассмотревший идиотию как психическое заболевание с остановкой в развитии интеллектуальных и аффективных способностей. Он различил две клинические формы слабоумия – врожденную и приобретенную. Пинель расширил понятие «идиотия», выделив 4 вида идиотии:

1. состояние, близкое к животному (дикость, отсутствие всех чувств),

2. состояние, при котором есть некоторые понятия и физические потребности,

3. глупость – состояние, если имеются разум и речь,

4. имбецилизм – состояние, при котором у субъекта наблюдается постепенное ухудшение ранее имевшегося разума.

Проблемой идиотии как особого состояния, при котором умственные способности никогда не проявлялись или же не развивались в течение жизни продолжал заниматься ученик Пинеля Жан-Этьен-Доминик Эскироль

(1772-1840). До него врачи считали идиотию болезнью, такой же как безумие. Но Эскироль впервые указывал, что идиотия – это не болезнь, а состояние, характеризующееся тем, что при нем умственные способности никогда не проявлялись или же не развились в течении жизни. Эскироль впервые разграничил врожденное и приобретенное слабоумие. Он ввел понятия «аменция»

и «деменция»

для обозначения врожденного или приобретенного слабоумия, и понятие «имбецилизм»

- для обозначения более легкой формы идиотии. Для обозначения одной из степеней слабоумия ввел термин «умственная отсталость».

Эскироль считал, что идиотия – это врожденное слабоумие, а умственная отсталость – приобретенное. В своей классификации в качестве ведущего симптома он выделил состояние речи слабоумных и показатели, выражающие эмоциональные качества. Он делал попытки установить взаимосвязь между симптомами слабоумия. Эскироль положил начало клиническому и психологическому изучению слабоумия. Основные его положения о слабоумии легли в основу всех последующих исследований и учений в этой области. Многие психиатры пытались выделить отдельные формы врожденного слабоумия. Одной из первых, основанных на клинических критериях, классификаций была группировка форм психического недоразвития в зависимости от нарушений темперамента.

Другие статьи:

Анализ проблемы психических состояний в научной литературе.
Первое систематическое изучение психических состояний начинается в Индии во 2-3 тысячелетие до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему психических состояний. Развитие философской ...

Психическое здоровье и расстройство
Каждый день клинические психологи имеют дело с проблемой психического здоровья и расстройства. Как следует понимать эти концепции в контексте теории личностных конструктов? Здоровье, с точки зрения теории Келли, это четыре характеристики ...

Особенности коммуникации у нормальных детей и у детей с ДЦП
Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для ...