Начиная строить, ребёнок сталкивается с устойчивостью одних деталей независимо от их положения и других только в определённом положении. Он убеждается, что прочность постройки зависит от сочетания в ней деталей. Ребёнок замечает, что в соответствии со свойствами деталей их следует использовать в разных частях постройки: фундамент домика делать из кубиков и кирпичиков, а перекрытия – из пластин. Ребёнок научается определять, из каких деталей состоит постройка и как они расположены относительно друг друга.
Основной принцип обследования предметов состоит в переходе от анализа основных, крупных частей и их взаимоотношений к анализу более мелких частей.
В соответствии с этим принципом общий порядок обследования предметов включает следующие этапы:
1. Определение общей объёмной их формы;
2. Выделение основных частей объекта и определение их формы.
3. Установление пространственного взаиморасположения выделенных частей.
4. Выделение в каждой части составляющих её деталей.
Техника строительства включает общие и специфические умения и навыки. Общие навыки дети применяют по отношению к разному содержанию конструирования, а специфические - для сооружения только отдельных предметов. К общим навыкам относятся те, с помощью которых ребёнок располагает постройку в пространстве в длину, ширину, высоту, ставит материал в разном пространственном положении, замыкает пространство, делает перекрытия. Для каждого строительного материала характерны свои технические приёмы. Например, в работе с металлическим конструктором общим техническим приёмом является соединение деталей с помощью ключа, винта и гайки, а с пластиком – соединение деталей через выступы и углубления.
На основе аналитико-синтетической деятельности ребёнок планирует ход конструирования, создаёт замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.
Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого. В 2-3 года это делает взрослый. В 3-4 года ребёнок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга.
Старший дошкольный возраст – ребёнок может провести самостоятельный анализ образца или конструкции, выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведённого анализа.
В 6-7 лет ребёнок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположения частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использована.
Дети идут от подражания к творчеству.
Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создаёт основу для конструктивного творчества дошкольника.
Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приёмов для придания устойчивости сооружаемой постройки.
Влияние конструктивной деятельности на психическое развитие:
1. развивает умение видеть предмет;
2. развивает способность улавливать его назначение;
3. позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть сооружён.
Виды конструирования:
1. Конструирование по образцу.
Конструирование по образцу происходит по-разному. Простейший случай, когда:
- при детях строят образец. Ребёнок видит процесс построения домика, самолёта или др. предмета. При этом он имеет возможность хорошо выделять детали.
Более сложный вид конструирования, когда
- ребёнок смотрит уже собранный образец. В этом случае для ребёнка начинает выступать особая задача – вычленить из собранного образца отдельные детали. Поэтому важным этапом конструирования становится обследование образца. Основной принцип обследования образца - анализ крупных, главных частей и их взаиморасположения. Конструктивная деятельность требует от ребёнка умения выделять основные части образца.
Другие статьи:
Основные принципы и стили ведения
Чем же метод символдрамы отличается от психоанализа и других методов психотерапии, которые тоже опираются на использование представления образов? Что же особенного в символдраме, в чем ее суть? Создатель Кататимно-имагинативной терапии вы ...
Межполушарная асимметрия.
Межполушарная асимметрия (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не ...
Виды конфликтов.
1. По результату: продуктивный и деструктивный.
Продуктивное общение управляет конфликтом, оно гибкое. Продуктивное общение приводит к разрешению конфликта и переводит отношения на новый уровень ( прогресс, развитие).
Непродуктивное (де ...