Если, как мы условились в п. 1.2., понимать под предметом изучения в нашем случае любое полезное психологическое знание о труде и трудящемся, сохраняемое людьми тем или иным способом (и следовательно, в той или иной мере отражающее, моделирующее истину), то круг возможных источников истории психологии труда становится весьма широким, разнообразным, и сводится к следующему:
· высказывания, предметом которых является психологический аспект труда отдельного человека или группы людей, включая характеристики и самого субъекта труда (индивидуального или коллективного);
· вещественные и функциональные продукты труда в той части, в какой они ориентированы на особенности человека (его потребности, способности, отношения), так или иначе отражают эти особенности;
· орудия, средства, условия труда (предметные и социальные) в той мере, в какой они отражают психические особенности человека, группы;
· факты, закономерности идеологии, образа жизни в той мере, в какой они позволяют характеризовать субъекта труда, процессы труда, его организацию, вещественное оснащение и т. д.
Предлагаемый подход несет с собой ряд трудностей для исследователя. Так, часто можно оказаться в море уникального, недостаточно обобщенного, т.е. находящегося далеко за пределами собственно науки, психологического знания о труде и трудящемся (хотя и истинного и полезного), в связи с чем возникают специальные задачи проведения большой работы по его описанию, схематизации, классификации. Поскольку внедренное психологическое знание - это знание как бы исчезнувшее в продукте, или средствах, или условиях труда, формах его организации, то возникают специальные задачи по его реконструкции, а еще раньше - задачи по распознанию тех фактов, событий, которые могут послужить основанием, материалом такой реконструкции.
Основные задачи, стоящие перед психологией труда в прикладных исследованиях, - это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.
Психология труда решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимизация использования свойств индивида, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор, совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической среды с учетом психологических способностей работающих. В психологии труда используются методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний
Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем:
Изучение путей становления гармонии между человеком и его профессией. Иными словами, изучение становления динамического равновесия системы «субъект труда - профессиональная среда».
Изучение структуры и динамики профессионально значимых свойств индивида и личности. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремальных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры.
Изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры.
Изучение структуры состояний человека в труде и закономерностей динамики этих состояний.
Другие статьи:
Разработка и апробация коррекционной программы по снижению конфликтности в
молодой семье
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников. Разрешение семейного конфликта может быть полным и неполным. Разрешение полное происходит при устранении причин, п ...
Анализ и интерпретация полученных результатов
Диагностика самоотношения (тест-опросник Столина).
По данной методике были получены результаты по четырем шкалам: самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, ожидание положительного отношения к себе. Сырые баллы были переведены в стены и сг ...
Внимание как психологический феномен
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самосто ...