Конфликтность молодой семьи как объект исследований в научной литературе

Психология: Статьи и материалы » Конфликтность молодой семьи в период первичной адаптации » Конфликтность молодой семьи как объект исследований в научной литературе

Страница 2

Другой источник конфликтов в молодой семье - трудности достижения молодыми супругами ролевой совместимости в браке. Молодожены не всегда осознают тот факт, что их представления о ролях мужа и жены в семье существенно различаются. На деле же такие расхождения служат источником многих конфликтов.

Отечественный психолог В.А. Сысенко предлагает следующую классификацию истоков супружеских разногласий:

1. Конфликты на базе неудовлетворенности сексуальной потребности;

2. Конфликты на основе неудовлетворенной потребности в ценности своего «я», нарушении чувства собственного достоинства со стороны другого партнера;

3. Неудовлетворенная потребность в положительных эмоциях: отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания;

4. На почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и т.д.;

5. Финансовые разногласия супругов;

6. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, потребности в кооперации и сотрудничестве;

7. На почве различных увлечений, разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга.

Анализ многочисленных изысканий отечественных социологов, психологов, педагогов свидетельствует о том, что малоконфликтная, стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Так, А.Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.

По данным одного из социологических опросов наиболее общие кризисные моменты первых лет супружества оказались весьма похожими у большинства молодых пар, хотя и существенно различающимися для мужчин и женщин. Обнаружилось, что мужчины в целом, несмотря на традиционное отношение их к сильному полу, оказались более всего чувствительны к материально-бытовым неудобствам и трудностям физической адаптации. Женщины же проявили наибольшую обеспокоенность недостаточностью (с их точки зрения) проявления со стороны своих супругов чувства любви и уважения, потерей романтического тона добрачных ухаживаний. Новый, весьма сложный образ жизни, груз семейных обязанностей, неустроенность быта и прочие связанные с началом совместной жизни вещи оказываются для многих супружеских пар неожиданной, неприятной, а порой и неподъемной ношей. О том, что дело обстоит именно так, свидетельствует авторитетное мнение А. Харчева и В. Мацковского, которые к числу основных причин семейных конфликтов и разводов в молодых семьях относят установку на брак как на нечто легкое[6]. Проявляется эта установка в следующих четырех факторах:

- неподготовленность молодых людей к резкому изменению образа жизни;

- сложность отношений между поколениями;

- гедонистическое отношение к браку (когда от него ждут одних только приятных неожиданностей);

- отсутствие подготовки к выполнению всего комплекта функций, необходимых в семье.

Совместное проживание молодых людей с родителями имеет свои плюсы и минусы. Мы далеки от мысли, что родители сознательно желают зла своим детям. Проблема состоит в том, что они (родители) даже после заключения брака их детьми продолжают видеть в своем сыне или дочери ребенка, пытаются руководить молодоженами, навязывать им свою точку зрения и, к сожалению, нередко вмешиваются во взаимоотношения молодых[7]. Конечно, многие молодые пары прекрасно чувствуют себя под опекой родительской семьи. Да и сами родители часто способны не только на словах, но и на деле перестроить свои взаимоотношения со вступившими в брак сыном или дочерью. Мудрые родители тоже понимают молодым супругам, но делают это тактично и деликатно. Но их, пожалуй, меньшинство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Межполушарная асимметрия.
Межполушарная асимметрия (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не ...

Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении
Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках. Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры ...

Полиморфизм ведущей деятельности в подростковом возрасте: постановка проблемы
Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Вместе с органическими изменениями (морфологические, физиологические и др.), связанными с пубертатом, в этот период происходят в ...