Философия Нового времени: рационалистический и эмпирический пути познания мира

Психология: Статьи и материалы » История психологии. Античная философия » Философия Нового времени: рационалистический и эмпирический пути познания мира

В 17 веке начали интенсивно развиваться науки. Иоганн Кеплер (1571-1630) дает математическое обоснование открытий Н. Коперника и завершает революционный переход от теорий кругового движения планет (аристотелевско-птолемеевской) к теории эллиптического движения. Г. Галилей обосновывает ошибочность разделения физики земной и небесной. Англичанин Исаак Ньютон (1642-1727) сводит в единые законы гравитации силы, управляющие орбитальным движением планет и движением предметов на поверхности Земли. Уильям Гарвей (1578-1657) доказывает, что кровь в теле человека циркулирует, описывает большой и малый круги кровообращения через механические понятия. Роберт Бойль (1627-1695) становится основоположником научной химии. Христиан Гюйгенс (1629-1691) вносит значительный вклад в различные области науки, включая создание волновой теории света.

Два направления различаются в подходах к решению основных проблем познания:

а) Проблема источников и происхождения знаний. Рационалисты считали, что знание является врожденным, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение - это результат опыта, приобретенного прижизненно.

б) Проблема соотношения чувственного опыта и логического мышления. Для рационалистов приоритетным являлось логическое суждение.

в) Проблема отношения познавательных процессов к физическому миру и познаваемости мира. Некоторые представители рационализма стояли на позициях непознаваемости, а эмпирики - преимущественно на позициях познаваемости мира.

г) Проблема взаимоотношения психических и телесных процессов. Для рационалистов телесное психическое - это отдельные, несводимые друг к другу субстанции; эмпирики стояли на позициях дуализма души и тела, или на позициях психофизиологического параллелизма.

Другие статьи:

Изучение конструктивной и орудийной деятельности обезьян
"Высшие животные в каждой ситуации замечают и отражают лишь те отношения, которые имеют для них жизненный смысл, связанный с удовлетворением той или другой биологической потребности, к другим же отношениям они относятся индифферентно ...

Исследование особенностей психологической адаптации
К числу важнейших характеристик личности, оказывающих регулирующее влияние на поведение человека, относятся, как следует из обзора литературных данных, уровень субъективного контроля (интернальность) и уровень тревожности. Для оценки инт ...

Понятие синдрома эмоционального выгорания.
Сегодня не для кого не секрет, что учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Поэтому проблема психологического благополучия учителя является одной из наиболее актуальных пробле ...