Напряженность в отношениях между подростками и родителями

Страница 2

Социальная жизнь и привычки. Социальная жизнь подростков и те обычаи и привычки, которых они придерживаются, как правило, порождают большее количество конфликтов с родителями, чем что-либо другое. Наиболее распространенными причинами трений являются споры по следующим вопросам:

- выбор друзей и партнеров;

- как часто подросткам можно посещать школьные вечера, ходить на свидания и т. п.;

- чем подросток занимается;

- время отхода ко сну;

- с какого возраста можно ходить на свидания, водить машину, принимать

- участие в тех или иных событиях; укоренившиеся убеждения; выбор одежды или прически.

Обычно родители жалуются и на то, что подростки никогда не бывают дома и проводят все свое время вне семьи.

Ответственность. Наиболее остро родители критикуют подростков, не проявляющих чувства ответственности. Требование ответственного поведения в особенности касается следующих вопросов:

- выполнение хозяйственных работ по дому;

- заработок и расходование денег;

- бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью;

- использование семейного автомобиля;

- использование телефона;

- работа вне дома;

- использование семейной собственности и вещей: мебели, инструментов, продуктов питания, бытовых приборов и аппаратуры.

Школа. Учеба, поведение и отношение к школе неустанно привлекают внимание родителей. Родители беспокоятся из-за:

- успеваемости детей (насколько успеваемость подростка соответствует его способностям);

- школьных привычек детей, выполнения ими домашних заданий; посещаемости занятий в школе; общего отношения детей к учебе и учителям; поведения детей в школе.

Нередко давление на подростков в связи с их успехами в учебе становится чрезмерным, что приводит к снижению самооценки подростка, асоциальному поведению, ощущению своей неспособности достичь целей, поставленных родителями.

Взаимоотношения в семье. Конфликты между родителями и подростками обычно возрастают при: инфантильном поведении подростков;

- общей неблагоприятной атмосфере в семье и демонстративном неуважении к родителям; ссорах подростков с братьями и сестрами;

- сложных взаимоотношениях подростков с родственниками — особенно с престарелыми дедушками и бабушками, проживающими в том же доме.

Уровень конфликтности также зависит от того, ориентирован ли подросток на сохранение связей с семьей или стремится к личной автономии и независимости.

Нравственные ценности и мораль. Вот основные причины, вызывающие вечную головную боль родителей:

- курение подростка, употребление алкоголя и наркотиков;

- языковые обороты, употребляемые подростком;

- лживость;

- сексуальная жизнь подростка;

-несоблюдение подростком законов, его неумение избегать неприятностей;

- посещение подростком церкви или воскресной школы.

Как видно, родители, в частности, тревожатся по поводу сексуального поведения подростка. Интересно то, что характер взаимоотношений между матерью и дочерью дает прогноз будущего сексуального опыта дочери. Чем благоприятнее складываются отношения между ними, тем менее вероятно, что дочь вступит в добрачную половую связь.

Суть каждого конкретного конфликта в семье зависит от ряда факторов. Фактором номер один является возраст подростка. Начиная с двенадцати лет девочки начинают ссориться с родителями из-за мальчиков, но пик конфликтов обычно приходится на 14—15 лет. Аналогичная ситуация у мальчиков достигает высшей точки примерно в шестнадцать лет. Вопросы, связанные с самостоятельностью подростков, обычно обостряются по мере их взросления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Динамика пограничных психических расстройств у лиц, уволенных из Вооруженных Сил
Одним из основных критериев точности диагностики служит катамнестическая верификация диагностического заключения, в связи с чем нами, в первую очередь, была проанализирована структура окончательных диагнозов больных. Как следует из данных ...

Задержка психического развития
В современном значении "задержка психического развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). То есть, это состояние зам ...

Личность в контексте социальных отношений
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей [26]. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его ...