Предмет истории психологии

Страница 1

Предмет история психологии - это изучение изменений в представлениях ученых о психологических феноменах, предмете психологии, методах, о структуре самой науки.

Психология как наука начинается с понятия "душа", но, несмотря на то что человечество задается вопросом о том, что такое душа, с доисторических времен, оно так и не получило ответа. Трудности в изучении феномена души (или психики) заключается, во-первых, в том, что он не имеет непосредственного материального воплощения (психика - это идеальная субстанция), а во-вторых, в том, что он не объективирован для человека, а слит с ним воедино, так что познающий субъект и познаваемый феномен нерасторжимы, или то, "чем познается", и то, "что познается", - едины.

Психология имеет дело с "опредмечиванными" воплощениями психической активности, выраженными соматически (вегетативные проявления при переживании эмоций), вербально ( в письмах и устной речи) и в продуктах человеческой деятельности. Тот факт, что сам феномен не замечен, а значит, и не наблюдаем, порождает множество концепций, версий того, что такое душа или психика. Так, ранние, доантичные, античные и более поздние (вплоть до середины 19 века) концепций психики были результатом объективных раздумий философов о душе. Естественно, что эти концепции являются непроверяемыми или неверифицируемыми, а согласие или несогласие с ним - это результат доверия им. Лишь началом пользования эксперимента в психологии (1879 г.) возникла возможность формулирования и проверки гипотез, и психология начала свой путь к статусу так называемой нормальной науки. Теперь нам становится ясно, почему психология имеет "столь долгую предысторию и столь короткую историю", почему человечество так далеко продвинулось в познании обьективированного мира внешней реальности и так мало - в познании субъективного мира внутренней реальности. В попытках исследовать историю развития психологической науки наиболее типичны два подхода к выделению периодов развития. Первый подход основан на критерии научного статуса. В нем выделяются два периода - философский период развития психологии (начинается от античности и длится до 70-х годов 19 века) и период развития психологии как самостоятельной науки (от 70-х годов 19 века до настоящего времени). Рубежом между периодами является 1879 г. - год основания немецким физиологом и психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге Лаборатории экспериментальной психологии. Это события стало ключевым, так как с этого момента в психологии начали использовать новый метод проверки научных гипотез - эксперимент. Психология вышла из "лона" философии и начала развиваться самостоятельно. Философия, конечно, продолжала влиять на психологию, как и на другие науки, но влияние становилось внешним, дискуссии по наиболее острым вопросам переместились в узкопрофессиональное пространство.

Второй подход, предложенный А. Н. Ждан (1997), более сдержанный, так как в основу деления на периоды была заложена идея изменения предмета психологии. В этом подходе выделялись три периода.

Первый период - психология как наука о душе, он продолжался от античности и до начала Нового времени (17 век). Под душой понималась материальная, идеальная, а затем и божественная субстанция, благодаря которой человек считался активно действующим существом, воспринимающим и познающим мир объективной реальности, а позднее и мир божественный. Приоритетными свойствами души стали познавательные возможности и нравственные основания. Понятийный аппарат включал в себя такие термины, как разум, рассудок, мнение, чувства (ощущения и восприятия), память, представления, воображение, аффект, воля, характер.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Описание диагностического конструкта
Экспресс-диагностика типов темперамента Д. Кейрси. Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений К.Г. Юнга и его последователей). К эт ...

Проблема одиночества
Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже, несмотря на относительно небольшой срок существования психол ...

Роль родителей в формировании личности ребенка
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем ...