Для принятия эффективного стиля поведения в конфликтной ситуации необходимо учесть возможность разрастания конфликта, вовлечение в него новых участников, возможность применения «непарламентских» методов работы (сплетен, слухов, угроз физического насилия и т.п.). На этой стадии необходимо применить все меры технико-экономического и организационно-воспитательного воздействия на ситуацию в целях профилактики конфликта.
Зачастую этих мер оказывается достаточно, чтобы благополучно разрешить конструктивные конфликты (т.е. устранить соответствующие недостатки в условиях и в организации труда), однако для разрешения деструктивных конфликтов требуются значительные и продолжительные усилия.
Конфликты могут иметь и положительное значение, когда направлены на преодоление отрицательных тенденций в поведении, отношениях отдельных личностей и групп, против остальных взглядов и стиля деятельности, направлены на борьбу с эгоизмом.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. быть функциональными.
Выделяют следующие функциональные последствия конфликтов:
- проблема решается таким, путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют свою причастность к решению важной для них проблемы;
- совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;
- стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем;
- улучшаются отношения между людьми;
- люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям;
Но конфликт может вести и к отрицательным последствиям. Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:
- конкурентные, непродуктивные отношения между людьми;
- отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям;
- представление о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как об отрицательной;
- сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной, препятствующее решению деловых задач;
- убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы;
- чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, текучесть кадров;
- вредные последствия для психического и физического здоровья сторон.
Другие статьи:
Личностная нестабильность и подростковые проблемы
Одна из ярких особенностей подросткового возраста — личностная нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабильностии, связанной с процессом полового созревания ...
Понятие «психосоматические заболевания»
Термин "психосоматические" происходит от двух греческих слов, "psyche" - "душа" и "soma" - тело. Он используется для описания физических симптомов, являющихся прямым результатом умственного или эмоц ...
Структура педагогического процесса
В рассматриваемом вопросе, будет рассмотрена структуре пед. процесса, единицей которого будет считаться урок.
Е. Горб отмечает, что структуру урока характеризуют её компоненты (из каких частей состоит); их последовательность (порядок раз ...