Управление конфликтами в условиях совместной деятельности

Психология: Статьи и материалы » Конфликт как этап развития коллектива » Управление конфликтами в условиях совместной деятельности

Страница 3

- исход очень важен для Вас, и Вы делаете большую ставку на решение проблемы;

- Вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, представляется очевидным, что предлагаемое Вами решение является наилучшим;

- Вы чувствуете, что у Вас нет иного выбора и что Вам нечего терять;

- Вы находитесь в критической ситуации.

Если Вашей целью является признание и хорошие отношения со всеми, то этот стиль применять не следует.

Типичные ситуации в которых следует применять стиль уклонения:

- напряженность слишком велика, и Вы ощущаете необходимость ослабления накала;

- исход не очень важен для Вас, и Вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него время;

- у Вас трудный день, и Вы хотите отложить решение проблемы;

- Вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу;

- Вы хотите выиграть время, может быть, чтобы получить дополнительную информацию или заручиться чьей-либо поддержкой;

- ситуация очень сложная, и Вы чувствуете, что разрешение конфликта требует от Вас слишком многого;

- у Вас мало власти для решения проблемы;

- Вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.

Стиль уклонения можно посчитать «бегством» от проблем и ответственности, но порой уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Для стиля приспособления характерны следующие ситуации:

- Вас не особенно волнует случившееся;

- Вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

- Вы чувствуете, что лучше сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

- Вы понимаете, что, правда, не на Вашей стороне;

- у Вас мало власти или мало шансов победить;

- Вы понимаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если Вы уступите его желаниям, даже не согласившись с тем, что он делает, или, считая, что он совершает ошибку.

Стиль сотрудничества используется в следующих ситуациях:

- решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;

- у Вас тесные, длительные отношения с другой стороной;

- у Вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);

- Вы и другой человек осведомлены о проблеме и желания обеих сторон известны;

- Вы и Ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;

- Вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

- обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или не замечают разницы в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Типичные ситуации в которых эффективен стиль компромисса следующие:

- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

- Вы хотите прийти к решению быстро, потому, что у Вас нет времени или потому, что это более экономичный и эффективный путь;

- Вас может устроить временное решение;

- Вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

- другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

- удовлетворение Вашего желания имеет для Вас не слишком большое значение, и Вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;

- компромисс позволяет Вам сохранить взаимоотношения, и Вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

В целях эффективного управления конфликтами (в целях их профилактики) необходимо проводить своевременный психологический анализ возникающих конфликтных ситуаций. ВА первую очередь необходимо знать причины, приводящие к конфликтам, как конструктивным, так и деструктивным.

К причинам конструктивных конфликтов относятся: недостатки в организации труда, производства, управления.

Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относятся неправильные действия руководителя и подчиненных (в деловой сфере), а также межличностные конфликты, связанные с преследованием людьми своих интересов (личной сфере).

Особенно часто к деструктивным конфликтам приводят ошибочные действия руководителя, к которым относятся: нарушение служебной этики (грубость, высокомерие, необязательность, нетерпимость к критике, ущемление прав, обман и т.п.); несправедливая оценка руководителем трудового поведения подчиненных (ошибки в применении поощрений и наказаний, недостатки в распределении работ между исполнителями, отсутствие справедливости в плане труда в зависимости от вклада исполнителя в общие результаты, нечеткая формулировка заданий и т.п.);

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Невроз навязчивых состояний
Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением после тяжёлой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, фобий, повышенной тревоги, угнетённого настроения, различных вегетативных расстройств. Невроз навязчивых состояний вс ...

«Доминантный» и «недоминантный» собеседник
Для начала рассмотрим манеру общения при доминантном и при недоминантном характере. Доминантный собеседник. Когда он испытывает потребность обратиться к вам, его не слишком заботят соображения типа «уместно ли», «не помешаю ли», «поймут ...

Психоаналитическое направление психиатрии
История психоаналитического направления связана с именем S. Freud (1856-1939), который ввёл психионалитический метод лечения психических расстройств, а также обосновал значение структуры сознания и детской сексуальности для диагностики и ...