Осознание причин нарастания агрессивного поведения, изучение основных факторов агрессии - первое условие для того, чтобы попытаться перейти к социальной коррекции такого поведения. Конкретно же, это особенно необходимо для дальнейшего совершенствования всей педагогической практики. Работа с постоянно нарастающей агрессией, прежде всего, в среде подрастающего поколения, требует ясных психолого-педагогических и социально-психологических опор. Это тем более актуально, что трансформация нашего общества связана с перестройкой личности и сознания, и с переоценкой роли целого ряда личностно-психологических качеств. Среди прочего, это относится и к переоценке роли и места агрессии в развитии личности.
На базе ГОУ ЯО «Центр помощи детям» в рамках психологического и семейного консультирования нами проводится исследование агрессии детей в возрасте от 3 до 14 лет с такими нарушениями поведения, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), с гиперкинетическим расстройством и оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР). За 2006-2007 год в исследовании приняли участие 207 детей (3-14 лет), 33 подростка(15-17 лет). Были исследованы такие проявления агрессии как:
1) Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2) Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.
3) Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4) Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5) Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6) Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7) Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8) Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Самым частым проявлением агрессии у детей являются вспышки злости или гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, кусанием, драчливостью (физическая агрессия), негативизм, обида. Нормальными явлениями может считаться замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ему; стремление к независимости (“Я сам!”) первые попытки настоять на своем, вопреки желанию родителей.
Самыми частыми проявлениями агрессии в подростковом возрасте являются реакции раздражительности, оппозиции, активного негативизма, вербальные угрозы, чувство вины иногда жестокие поступки, направленные на домашних животных или более слабых людей.
Некоторые случаи агрессивного проявления, как адаптивное свойство, связанны с избавлением от фрустрации и тревоги. Если родители, воспитатели и педагоги относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако, если в более младшем возрасте родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то чем старше становится ребёнок, тем чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.
Другие статьи:
Мотивация на лечение от алкоголя
Лечение больных с алкогольной зависимостью представляет собой сложный и многогранный процесс, а получение эффективного результата при оказании медицинской помощи зависит от множества причин.
Среди них важную роль играет мотивация на лече ...
Социально-психологическая характеристика развития коллектива
Трудовой коллектив можно определить как организованную группу людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе труда. Это определение относиться, прежде всего, к первичному (контактному) ...
Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков
Воспитание детей и молодежи в современном украинском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования обр ...