Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении.

Психология: Статьи и материалы » Коммуникативные барьеры и пути их преодоления » Причины возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов в общении.

Страница 2

За любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины. Понять их — значит понять чело­века. А легко ли понять, что стоит за конфликтом? Увы, нет. Ибо, чтобы продолжить деятельность, не встречаю­щую одобрения окружающих, одна или обе враждующие стороны выдвигают ложную, но внешне благородную мо­тивировку, в которую со временем сами подчас начинают верить. «Я ненавижу Н., потому что он завистник и кон­серватор», а в действительности потому, что он помешал достижению личных целей. «Я плохо занимаюсь, т. к. у меня нет математических способностей» (а фактически нет желания и интереса).

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показыва­ет, К чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровож­даемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;

2) осознание мотива ступенчато: внача­ле осознается, в чем причина эмоционального неудоволь­ствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвеча­ет данной потребности и может ее удовлетворить (форми­руется желание), позже осознается, каким образом, с по­мощью каких действий возможно достичь желаемого;

3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.

Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вы­зывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает под­линной причины своего поведения. К неосознанным мо­тивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Влечение — недостаточно отчетливо осознанная пот­ребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирова­ния мотивов поведения человека. Неосознанность влече­ний преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознан­ными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанны­ми, определяют поведение человека во многих ситуациях.

Прошлый опыт незамет­но, неосознанно подготавливает человека реагировать имен­но так, а не иначе, т. е. сформировавшейся в человеке не­осознанной готовностью к определенному поведению, го­товностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания ус­тановок, их подвижность разная у разных людей. Уста­новки как неосознанная готовность воспринимать окружа­ющее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без пол­ного объективного анализа конкретной ситуации, форми­руются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реаги­ровать на что-либо должным образом, иными словами, К формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки:

«Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т. п., т. е. ребенок получает эталоны, установ­ки «доброго - злого, красивого - безобразного, хорошего - пло­хого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осоз­навать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отноше­ние к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с огромной силой на человека, заставляя вос­принимать и реагировать на мир в духе установок, усво­енных с детства.

Установки могут быть отрицательными и положитель­ными в зависимости от того, отрицательно или положи­тельно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившие­ся взгляды («все люди — эгоисты, все учителя — форма­листы, все торговые работники — нечестные люди») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступ­ков реальных людей. Восприятие одного и того же явле­ния различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего уди­вительного в том, что не всякая фраза понимается одина­ково. В беседе отрицательная установка может быть на­правлена на:

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Обоснование выборки и методик исследования мотивационно-потребностной сферы супругов
Важнейшее предназначение любой семьи состоит в создании сферы абсолютной защищенности человека от негативного воздействия различных факторов, снятия с него отрицательной эмоциональной напряженности, вызванной различными не психологическог ...

Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности
Психические состояния чаще всего проявляются как реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный, приспособительный характер к постоянно изменяющейся окружающей действительности, согласуя возможности человека с конкретными объект ...

Причины заикания
Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно дет ...